Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем :: vuzlib.su

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем :: vuzlib.su

84
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

.

Статья 632.
Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору
аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель
предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и
пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его
технической эксплуатации.

Правила о
возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве
арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору
аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Комментарий к
статье 632

1. Аренда
транспортного средства в силу специфики объекта требует специального
регулирования, что предопределило выделение соответствующих положений в
отдельный параграф в ГК. В свою очередь, совокупность этих норм разделена
законодателем на две группы в зависимости от того, возлагается или не
возлагается на арендодателя обязанность оказывать арендатору услуги по
управлению и технической эксплуатации этого транспортного средства.

Статьи 632 — 641
регулируют комбинированное обязательство, предусматривающее обязанность
арендодателя передать арендатору имущество в виде транспортного средства и
оказывать ему услуги по его управлению и технической эксплуатации. По своему
законодательному оформлению договор носит не смешанный характер, а сохраняет
самостоятельность и цельность специального договора. Арендодатель оказывает эти
услуги через лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях (персонал,
сотрудники).

Персонал,
осуществляющий техническую эксплуатацию транспортного средства, именуется
экипажем. Отсюда иное, более короткое, наименование договора — аренда
транспортного средства с экипажем. Такой договор именуется также договором
фрахтования на время или договором тайм-чартера (от англ. time-charter). Так он
называется в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г., где объектом аренды
является морское судно. Договор тайм-чартера используется также при аренде
воздушного судна. Договор фрахтования на время (тайм-чартера) следует отличать
от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора
перевозки (ст. 787).

Когда объектом
аренды является наземное транспортное средство, в наименовании используется
термин «аренда», когда воздушное, морское или речное, — термин
«фрахт». В зависимости от этого и стороны именуются соответственно —
арендодатель и арендатор или фрахтовщик и фрахтователь. Предметом регулирования
являются, соответственно, отношения по поводу аренды транспортного средства или
по поводу его фрахтования на время. Суть обязательства в том и другом случае
одинакова — предоставление арендодателем во временное пользование транспортного
средства.

Комментируемая
статья содержит определение договора аренды транспортного средства с экипажем.
Из определения следует, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное
средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами
услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Предмет договора
носит комбинированный характер и включает в качестве одного компонента
(элемента) вещь — индивидуально определенное транспортное средство (автомобиль,
речное, морское или воздушное судно и т.п.), а в качестве второго — услуги по
управлению им (комплекс услуг по вождению, пилотированию, включая навигационные
услуги, услуги связи и иные) и по его технической эксплуатации.

В ГК не дается ни
общего определения транспортного средства как вещного компонента предмета
данного договора, ни специального, соответствующего видовой классификации
транспортных средств. Эти моменты отражены в иных источниках права, в частности
в транспортных уставах и кодексах (например, в Кодексе торгового мореплавания
РФ определение морского транспортного средства содержится в ст. 7
«Судно»), а также технических правилах.

В то же время,
важно отличать транспортное средство, предназначенное исключительно для
передвижения в пространстве, от самодвижущихся машин, имеющих производственное
назначение, таких, как землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры,
рельсоукладчики, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны и т.д.
Последние нельзя относить к предмету данного договора, ибо их функция
перемещения в пространстве, являясь технически необходимой, с точки зрения
целевого использования такого средства носит вспомогательный характер.

Транспортные
средства, являющиеся объектом регулирования данного параграфа ГК, не включают
трубопроводный транспорт, а также технически несложные механические
транспортные средства, такие как велосипеды, лодки, мопеды и др., не требующие
специальной государственной регистрации (учета).

В доктрине
договорного права сформулирована позиция, согласно которой объектом договора
аренды транспортного средства по смыслу регулирования данного параграфа гл. 34
может быть только такое транспортное средство, которое требует управления со
стороны экипажа, а именно: морское, речное, воздушное судно, поскольку одним из
конституирующих признаков этих договоров и одновременно основанием их
внутренней классификации является возложение обязанностей по управлению таким
транспортным средством и его технической эксплуатации на одну из сторон
договора.

С этой позицией,
безусловно, можно согласиться с небольшой оговоркой в отношении автомобильного
транспорта, в частности, большегрузных грузовых машин и пассажирских автобусов.
Хотя профессиональное управление им и его техническое обслуживание не
предполагают большого числа работников (команды, экипажа), но его использование
в предпринимательских целях, как представляется, требует распространения на
отношения по поводу его аренды положений данного параграфа.

Второй компонент
предмета договора — услуги. Они бывают двух разновидностей: услуги по
управлению транспортным средством и услуги по его технической эксплуатации.

Услуги по
управлению транспортным средством включают такие действия, как вождение,
пилотирование, а также иные необходимые при этом услуги, например
навигационные, услуги связи и т.п., конкретный комплекс которых зависит от вида
и технических характеристик транспортного средства.

Под технической эксплуатацией
понимается осуществление мер по поддержанию транспортного средства в технически
нормальном, годном к использованию состоянии (смазка, замена сменных деталей,
регулировка механизмов, контроль за приборами и т.п.). Обе разновидности услуг
тесно связаны между собой, и их разделение в практическом плане
нецелесообразно. Поэтому и в договоре их оказание предполагается в комплексе.

В определении
договора, содержащемся в ст. 632, нет специального указания на юридический
характер сторон. Следовательно, по общему правилу сторонами могут выступать как
юридические, так и физические лица, как предприниматели, так и не
предприниматели. Важно, однако, иметь в виду, что в ряде случаев законами могут
быть установлены дополнительные требования к сторонам договора. В частности,
Воздушный кодекс РФ 1997 г.
устанавливает, что гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на
праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании,
использующие указанное воздушное судно для полетов, должны иметь статус
эксплуатанта, подтвержденный сертификатом (свидетельством). Требования к
эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. В то же время,
если гражданин или юридическое лицо используют воздушное судно в целях
государственной авиации и (или) в целях экспериментальной авиации, то они не
обязаны получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный
сертификату документ (п. 4 ст. 61 ВК). Вопросы сертификации регулируются ст. 8
ВК, где указывается, что обязательной сертификации подлежат юридические лица и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные
перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое
обслуживание и ремонт авиационной техники. Кроме того, Воздушный кодекс устанавливает
требования по лицензированию в области авиации (ст. 9). Лицензированию
подлежит, в частности, деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных
перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на
коммерческой основе, деятельность по обслуживанию воздушных судов.
Предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области
гражданской авиации при наличии таких лицензий. Некоммерческая деятельность в
области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе
авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий. Требования к
сертификации и лицензированию, а также определение компетентного органа
государственной власти, осуществляющего сертификацию и лицензирование, зависят
не только от вида транспортного средства, но и от его типа. Так, применительно
к транспортным средствам с ядерными двигателями эти вопросы регулируются
Законом об использовании атомной энергии, а сертификация и лицензирование
осуществляются Госатомнадзором РФ.

Все эти
требования направлены на обеспечение безопасности на транспорте и,
соответственно, относятся только к арендодателю, поскольку он продолжает его
техническую эксплуатацию. Более того, он обязан оказывать услуги по управлению
и технической эксплуатации транспортного средства своими силами, т.е. через
сотрудников, находящихся с ним в трудовых отношениях. Исполнение договора в
этой части третьим лицом недопустимо.

Требования о
лицензировании и сертификации транспортной деятельности не распространяются на
арендатора, так как он не осуществляет техническую эксплуатацию транспортного
средства. В частности, гражданин, арендующий автотранспортное средство с
предоставлением услуг водителя, не обязан сам иметь водительские права.

Данный договор
является возмездным, двусторонним и, по определению данной статьи, реальным,
т.е. он считается заключенным в момент предоставления транспортного средства.
Это следует из буквального толкования данной статьи, поскольку арендодатель
(фрахтовщик) «предоставляет» транспортные средства, а не
«обязуется предоставить». Однако определение договора фрахтования
судна на время в ст. 198 КТМ РФ содержит указание на консенсуальный характер
договора, поскольку судовладелец «обязуется предоставить» судно
фрахтователю. Трудно представить, какие причины побудили законодателя дать
такую редакцию договора, поскольку договор аренды по общему определению
является консенсуальным.

2. Часть 2 ст.
632 содержит изъятие из общих положений об аренде, поскольку она устанавливает,
что ст. 621 ГК о преимущественном праве добросовестного арендатора на
заключение договора аренды на новый срок не применяется к данному договору. В
силу этого арендатор транспортного средства с экипажем не имеет
преимущественного права на заключение аналогичного договора на новый срок. Его
также нельзя считать возобновленным на неопределенный срок, если арендатор
продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при
отсутствии возражений со стороны арендодателя.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяПостельное белье
    Следующая статьяАВГУСТИН :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ