ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с
коммерческой эксплуатацией транспортного средства
.
Статья 636.
Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой
эксплуатацией транспортного средства
Если иное не
предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор
несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного
средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе
эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Комментарий к
статье 636
Коммерческая
эксплуатация транспортного средства — это использование его технических
возможностей для удовлетворения хозяйственных потребностей в коммерческих целях
(с целью получения прибыли). Она предполагает использование транспортного
средства как средства передвижения, прежде всего для перевозки (грузов,
пассажиров и багажа). Транспортные средства отдельных видов транспорта можно
использовать также и по иному хозяйственному назначению, например речное или
морское судно — для лова рыбы. Этим коммерческая эксплуатация отличается от
технической эксплуатации (см. комментарий к ст. 632 ГК).
Представляется,
однако, что уместнее было бы использовать не термин «коммерческая
эксплуатация», а иной, более широкий по лексическому смыслу, термин,
например «экономическая эксплуатация». Такой термин не связывает
арендатора ограничениями исключительно предпринимательского характера. У него может
возникнуть потребность в аренде транспортного средства в
научно-исследовательских целях, мониторинга состояния окружающей среды, ведения
метеорологических наблюдений и т.п., хотя для арендодателя это всегда
коммерческая эксплуатация транспортного средства.
Расходы на коммерческую
эксплуатацию транспортного средства — это расходы, не связанные с проведением
мероприятий по поддержанию его в технически нормальном состоянии. Поэтому
расходы на горючее, масло, иные материалы, детали, которые периодически должны
заменяться во время работы транспортного средства, и иные материалы,
необходимые при работе транспортного средства в рейсе, относятся к категории
расходов на его коммерческую эксплуатацию. Стоимость деталей и материалов,
необходимых для текущего и капитального ремонта, а также поддержания
транспортного средства в нормальном состоянии, годном для его технической
эксплуатации (например, стоимость смазочных веществ, антикоррозионных покрытий
и т.п.), не входит в такие расходы. К расходам на коммерческую эксплуатацию
относятся и иные затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные
платежи во время рейсов, в частности вносить обязательные сборы, установленные
государственными и муниципальными органами власти (например, портовые сборы).
Норма имеет
диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны в договоре не
установили иное.
.