§ 1. Понятие источников трудового права и их система :: vuzlib.su

§ 1. Понятие источников трудового права и их система :: vuzlib.su

61
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Понятие источников трудового права и их система

.

§ 1. Понятие источников трудового
права и их система

При изучении трудового права
важное значение имеет точ­ное определение круга того нормативного материала, на
базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продол­жает
развиваться в настоящее время.

Трудовое право России
представлено совокупностью мно­гочисленных исторических норм. Внешне эти нормы
облека­ются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие
формы (способы) государственного выражения и закреп­ления юридических норм
обозначаются термином «источники права».

Из источников права практика
черпает сведения о юриди­ческих нормах, их содержании и действии.

В трудовом праве, как и в других
отраслях российского пра­ва, функции источников права выполняют нормативные
акты, издаваемые компетентными государственными органами, иног­да с учетом
мнения профсоюзных органов.

Правотворчество — это вид
деятельности государства по установлению юридических норм или признанию
юридических или иных социальных норм на основе познания законов эконо­мического
развития общества. Безотносительно к конкретной сфере общественных отношений,
правотворчество является источником права в материальном смысле понятия.

Но право можно изучать как
результат правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конк­ретные
общественные отношения на данном этапе развития общества. В этом случае
термином «источник права» обозна­чается способ или форма выражения воли народа,
при помо­щи которой соответствующее правило поведения, установ­ленное
государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую
силу. В этом смысле тер­мин «источник права» широко используется в российской
юридической литературе, когда речь идет об изучении конк­ретных правовых норм,
относящихся к определенной сфере общественных отношений.

Термин «источник права» в этом
специфическом понима­нии во многом схож с терминами «законодательство», «норма­тивные
акты, регулирующие данный вид общественных отно­шений», «форма права». Все они
отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в
конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, поста­новление и
т.д.).

Нами термин «источник права»
используется в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения
пра­вовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от
других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на
основе и во исполнение ак­тов государственной власти.

Трудовое право России формируется
из значительного ко­личества правовых норм: законов, указов, постановлений пра­вительства,
всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального
регулирования. Все они в раз­личной степени определяют поведение людей в
процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие пред­мет
трудового права.

Изучение источников трудового
права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового
законодатель­ства и иных нормативных актов, которые обусловлены специ­фикой
предмета правового регулирования.

Во-первых, в их формировании
находятся не только феде­ральные акты, но и акты субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления по вопросам трудового права.

Во-вторых, среди источников
трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от
функцио­нального органа (Министерства труда и социального развития РФ).

В-третьих, в трудовом
законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

В-четвертых, в создании
источников трудового законода­тельства активное участие принимают сами
работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных
представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том
числе социально-партнерскими согла­шениями на федеральном, региональном, отраслевом
и дру­гих уровнях.

В-пятых, трудовое
законодательство обладает большой диф-ференцированностью в подходе к правовому
регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в
отношении отдельных регионов, некоторых категорий работ­ников.

В свете изложенного под
источниками трудового права сле­дует понимать результаты правотворческой
деятельности ком­петентных органов государственной власти, а также совмест­ного
нормотворчества работников и работодателей (их предста­вителей) в сфере регулирования
трудовых и иных непосред­ственно связанных с ними отношений.

Источники трудового права
составляют определенную сис­тему, которая включает в себя разнообразные по
своему харак­теру, юридической силе и сфере действия.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса
РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними от­ношений
в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции, федеральными
конституционными законами осуществля­ется трудовым законодательством (включая
законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права:

• настоящим кодексом;

• иными федеральными законами;

• Указом Президента Российской
Федерации;

• Постановлениями Правительства
РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти;

• конституциями (уставами),
законами и иными норматив­ными правовыми актами субъектов РФ;

• актами органов местного
самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового
права.

Итак, система источников
трудового права — это последо­вательное расположение во взаимосвязи всех актов
трудового законодательства по их назначению, субординации, подчинен­ности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ