Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей...

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей :: vuzlib.su

104
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность
для жизни или здоровья людей

.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах,
создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или
явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей
среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, —

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на
срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим
государственную должность Российской Федерации или государственную должность
субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления
либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или
наступили иные тяжкие последствия,

— наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением
свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 237

1. Статья является новой и включена в настоящий Кодекс на
основе и в результате длительных обсуждений, связанных с распространенностью и
огромной опасностью сокрытия от общества экологически и собственно медицински
значимой информации, как это имело место при чернобыльской катастрофе.

2. Сфера действия статьи — промышленная, научно —
техническая и иная, включая военную, деятельность должностных и недолжностных
лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть
факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом или
отдельных ее элементов.

3. Цель статьи — обеспечение социального контроля (от
государственного до неформального, осуществляемого населением) за
деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью
человека и нации в целом, а также среде обитания.

Порядок, объем, задачи и ответственность за предоставление
информации о процессах и явлениях, которые могут создавать опасность для
здоровья человека и окружающей среды, регламентируются многочисленными
законодательными и иными нормативно — правовыми актами. Их можно разделить на
две группы: акты, регулирующие общие начала информации и информирования
населения, и акты, устанавливающие специальные правила о предоставлении,
собирании и распространении информации об обстоятельствах, которые могут
представлять опасность в смысле данной статьи УК.

К первой группе относятся ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29
Конституции РФ, Федеральный закон «Об информатизации, информации и защите
информации» от 20 февраля 1995 г. <1>, Закон РФ «О средствах
массовой информации» от 27 декабря 1991 г. <2>, Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. <3>.

    ———————————

<1> СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 1187.

<2> Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300.

<3> СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 170.

Во вторую группу входят: ч. 3 ст. 41 и ст. 42 Конституции
РФ, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, и право граждан на
достоверную информацию о состоянии окружающей среды; ст. 12 Закона РФ «Об
охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. <1>, формулирующая право граждан требовать от соответствующих органов предоставления
своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной
среды и мерах по ее охране. С этой нормой соотносятся обязанности Правительства
РФ, специально уполномоченных природоохранительных органов, субъектов Федерации
и органов местного самоуправления обеспечивать население необходимой
экологической информацией (ст. 6 — 10 данного Закона); ст. 19 «Право
граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье» Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. <2>; ст. 8 Закона РФ «Об основах градостроительства Российской Федерации» от
14 июля 1992 г. <3>, закрепляющая право граждан на достоверную информацию
о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем, Положение о
социально — гигиеническом мониторинге от 6 октября 1994 г. <4>, «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга»
от 24 ноября 1993 г. <5> и другие акты.

    ———————————

<1> Ведомости РФ, 1992, N 10, ст. 457.

<2> Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1318.

<3> Ведомости РФ, 1992, N 32, ст. 1877.

<4> СЗ РФ, 1994, N 25, ст. 2711.

<5> САПП, 1993, N 48, ст. 4661.

Особое место в системе правового регулирования порядка
обеспечения граждан информацией занимают нормы, регламентирующие информационные
процессы и качество предоставляемой населению информации на территориях,
которые подверглись или могут подвергнуться негативным воздействиям в связи с
катастрофами и авариями. В первую очередь, это Федеральный закон «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» от 21 декабря 1994 г. <1>, Закон РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 г. <2> с последующими изменениями и дополнениями и др. Многочисленные нормативно —
правовые акты регулируют порядок сбора, переработки, хранения, анализа,
предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды и
факторах, влияющих на здоровье граждан (см., например, Положение о
государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических
веществ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. <3>, Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально
высоком загрязнении окружающей среды с приложениями, определяющими содержание
информационных сообщений и критерии экстремально высокого загрязнения от 11
сентября 1995 г. <4>.

    ———————————

<1> СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3648.

<2> Ведомости РФ, 1992, N 32, ст. 1861.

<3> САПП, 1992, N 20, ст. 1669.

<4> Российские вести, 1995, N 199, 19 окт.

4. Объективная сторона преступления включает действия или
бездействие, состоящее в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах и
явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей
среды. Преступные последствия являются необходимыми только для
квалифицированного состава; в основном составе (ч. 1 настоящей статьи)
преступные последствия не являются необходимыми.

5. Сокрытием информации является ее недоведение до сведения
лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ее получении, когда
сообщение информации было обязательно с правовых позиций либо было необходимо
для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни
или здоровья людей либо для окружающей среды.

6. Искажением информации является сообщение неполных или
неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий
или явлений, создающих опасность для защищаемых объектов.

7. К событиям, фактам или явлениям, создающим опасность,
относятся природные, техногенные или иные процессы, которые могут при
неблагоприятном развитии событий или отсутствии надлежащих мер контроля и
регулирования реально вызвать последствия для человека и окружающей среды. Они
могут быть как независимыми от поведения людей, так и результатом осознанных
действий.

Предметом данного преступного деяния является информация,
т.е. сведения о предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, действиях
физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и
управления, создающих угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде,
независимо от формы их представления.

Информация такого рода является сложной по своему содержанию
и структуре. Она разделяется на виды в зависимости от источника, ее
содержащего, субъектов, ответственных за предоставление информации, степени
обобщенности, полноты и тому подобных данных и иных критериев.

Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на
здоровье, включая данные о санитарно — эпидемиологическом благополучии района
проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их
соответствии санитарным нормам и правилам и т.п. предоставляется местной
администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам
по их запросам (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не установлено
законом, и составляет сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико
— биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на
соответствующих территориях, о дате, продолжительности, месте и характеристиках
экстремальных ситуаций, например, аварий на трубопроводе, аварий
технологического оборудования, в том числе связанных с вредными физическими
воздействиями и выходами биологических агентов, аварий при обращении с
токсичными отходами и т.п. Органы государственной власти, местного
самоуправления и администрация предприятий и организаций обязаны оперативно и
достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным
каналам о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по
обеспечению их безопасности, последствиях, приемах и способах защиты,
предпринимаемых ими действиях и т.д.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление
заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»).

Особый правовой статус имеет информация по вопросам,
касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами
местностей, в которых проживают (работают) граждане, степени загрязненности
продуктов питания и имущества, а также сведения о требованиях и условиях
соблюдения режима радиационной безопасности. Информация данного вида
предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными Правительством РФ
(ст. 46 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Целостная, обобщенная и структурированная по отдельным
направлениям информация о состоянии окружающей среды содержится в ежегодно
публикуемом, начиная с 1991 г., Государственном докладе о состоянии окружающей
природной среды в РФ и соответствующих докладах, подготовленных специальными
территориальными органами охраны окружающей среды.

8. Субъективная сторона — прямой умысел, при котором лицо
должно осознавать как свою обязанность сообщить информацию, не искажая ее, так
и реальное значение сообщения информации для последующего воздействия на ход
событий и их последствия, в том числе для предотвращения и минимизации вреда
здоровью людей и окружающей среде.

9. Субъект преступления (по смыслу настоящей статьи) — лицо,
обязанное обеспечивать население информацией в смысле настоящей статьи. К таким
лицам относятся как должностные, так и не должностные лица, характер
осуществляемой деятельности которых обязывает их направить соответствующую информацию
для всеобщего сведения или лицам, обязанным и способным передать такую
информацию по назначению.

10. Преступление является оконченным в момент сокрытия или
искажения информации, т.е. когда лицо могло направить информацию надлежащему
адресату, но не сделало этого, либо когда направило искаженную информацию.

11. Квалифицирующие признаки сформулированы применительно к
субъекту и связаны с его правовым статусом — см. ч. 2 комментируемой статьи.

Квалифицирующие признаки по наступлению преступных
последствий требуют причинной связи между сокрытием или искажением информации и
наступлением преступных последствий в виде причинения вреда здоровью человека
или наступления иных тяжких последствий.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяСоус Бешамель
Следующая статьяБ. Вера :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ