19. Особенности психологической экспертизы по делам административных правонарушений :: vuzlib.su

19. Особенности психологической экспертизы по делам административных правонарушений :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


19. Особенности психологической экспертизы
по делам административных правонарушений

.

19. Особенности психологической экспертизы по делам
административных правонарушений

В Кодексе об административных правонарушениях эксперти­за
выделена как самостоятельный источник доказательств (ст. ст. 231, 252 КоАП
РСФСР). Законодатель закрепил возмож­ность привлечения компетентными органами
или должностным лицом по делам об административных правонарушениях лиц,
обладающих специальными знаниями, для разрешения специ­альных вопросов.

Административный процесс охватывает широкую сферу дея­тельности,
связанную с разрешением разнообразных вопросов управленческого,
исполнительно-распорядительного, индивиду­ального характера.

С возрастанием сложности процессуального производства и его
значения для реализации законодательных предписаний в деле обеспечения порядка
управления, общественного порядка, безопас­ности и т.п. повышается
ответственность за принимаемые компе­тентными органами и должностными лицами
решения. Возникает насущная потребность привлечения в процесс административных
правонарушений лиц, обладающих глубокими профессиональными познаниями в области
науки, техники, искусства или ремесла.

В специальной литературе вопрос об использовании специальных
познаний в административной юрисдикции поднимался неоднократ­но. В отдельных
нормативных актах, действующих до принятия ко­дексов об административных
правонарушениях, указывалось на воз­можность использования специальных знаний и
привлечения экс­пертов для разрешения специальных вопросов. В некоторых случаях
в Нормативных актах говорилось о необходимости использования специальных
знаний, но термин «экспертиза» не употреблялся.

В кодексах об административных правонарушениях экспер­тиза
выделена как самостоятельный источник доказательств. Законодатель закрепил
возможность привлечения компетентным органом или должностным лицом по делам об
административ­ных правонарушениях лиц, обладающих специальными знания­ми, для
разрешения специальных вопросов.

Согласно ст. 252 КоАП РСФСР при рассмотрении дел, вы­текающих
из административных правонарушений, орган (дол­жностное лицо), в производстве
которого находится дело, в случаях возникновения потребности в специальных
познаниях назначает эксперта. Об этом должно быть вынесено соответст­вующее
постановление, которое в отличие от гражданского и уголовного процессов выносит
не суд, а орган (должностное лицо), уполномоченный на это законом. Таким
образом, речь идет о любой стадии административного судопроизводства, т.е. о
назначении эксперта при возбуждении дела, в процессе его подготовки к
рассмотрению и в ходе самого рассмотрения дела.

Вопросы, предлагаемые эксперту для исследования тех или иных
фактических данных, документов и т.п., должны быть конкретными, а перечень их —
полным. Объекты, представляе­мые на экспертизу, должны быть пригодными для
экспертного

исследования.

Экспертом может быть как сотрудник экспертного учрежде­ния,
так и иное сведущее лицо, привлекаемое к экспертному ис­следованию. Эксперт
обязан явиться по вызову соответствующего органа (должностного лица) и дать
объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В ст. 252 КоАП не
преду­смотрена ответственность за отказ эксперта от дачи заключения или за
заведомо ложное заключение. Очевидно, это связано с тем, что экспертиза крайне
редко ранее применялась по делам об ад­министративных правонарушениях. В
настоящее время с введени­ем новых составов проступков, возможно, потребуется
значитель­ный объем экспертных исследований. Возникает и вопрос о том, как
реально обеспечить обязанность эксперта являться по вызову органа (должностного
лица), ведущего производство по делу об административном правонарушении.

Наряду с обязанностями эксперт наделен и определенными

правами:

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предме­ту
экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнитель­ных
материалов, необходимых для дачи заключения;

3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве
которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу,
привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся
к предмету экспертизы;

4) присутствовать при рассмотрении дела.

Надо отметить, что эксперт может отказаться от дачи заклю­чения,
если представленные ему материалы недостаточны и если он не обладает
необходимыми знаниями для проведения кон­кретной экспертизы.

Ст. 252 КоАП РСФСР обходит молчанием вопрос о форме за­ключения
эксперта. По аналогии со ст. 77 ГПК РСФСР заключе­ние эксперта должно быть
изложено в письменной форме и со­держать подробное описание проведенных
исследований, а также сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на
по­ставленные перед экспертом вопросы.

Можно предположить, что заключение эксперта для субъекта
административной юрисдикции не обязательно, но в постанов­лении по делу об
административном правонарушении несогла­сие с заключением эксперта должно быть
мотивировано.

По мнению Е.В. Крыгина, проведение экспертизы для по­лучения
заключения специалистов по интересующему вопро­су возможно и в других видах
административного производ­ства. Применение психологического знания может стать
не­обходимым в сфере нормотворческой деятельности, связан­ной с вопросами
государственного управления, и производст­ве по предложениям и заявлениям,
жалобам и спорам, если их содержанием являются межличностные отношения, отно­шения
гражданина и организации, вопросы психологического климата. В производстве по
делам о поощрениях в сфере го­сударственного управления компетентные органы и
должно­стные лица могли бы более правильно определять формы и средства
поощрительного воздействия на отдельных граждан с учетом их психологических и
социально-психологических характеристик. Может использоваться специальное
психоло­гическое знание в административном процессе при примене­нии норм
трудового, земельного и финансового права. Экс­перты-психологи в этих случаях могут
оказать помощь пол­номочному органу или должностному лицу в определении и
раскрытии содержания субъективных аспектов возникшего правоотношения.

Для проведения психологической экспертизы при рассмот­рении
дел об административных правонарушениях нет никаких ограничений. Она может
назначаться при: возникновении у полномочного должностного лица или органа
сомнений в со­ответствии психического развития человека его возрасту, в по­нимании
субъектом правонарушения и надлежащей социаль­ной и нравственной оценке им
своих действий; перенесенных или наличных временных или хронических тяжелых
соматиче­ских или психических заболеваниях правонарушителя, потер­певшего,
свидетеля; наличии в чертах личности особенностей, свидетельствующих об особой
неуравновешенности, эмоцио­нальности, агрессивности, странностях в процессах
воспри­ятия, воображения, мышления, запоминания, воспроизведе­ния.
Психологическая экспертиза может назначаться и в дру­гих случаях в отношении
правонарушителя, потерпевшего, свидетеля.

Применение психологического (экспертного) знания может стать
необходимым в сфере нормотворческой деятельности, свя­занной с вопросами
государственного управления. Участие экс­пертов-психологов возможно и в
производстве по предложениям и заявлениям, жалобам и спорам, если их
содержанием являют­ся межличностные отношения, отношения гражданина и орга­низации,
вопросы психологического климата, действия системы «человек — машина» и др.
[20, с. 106—109].

В производстве по делам о поощрениях в сфере государст­венного
управления компетентные органы и должностные лица могли бы более правильно
определять формы и средства поощ­рительного воздействия на отдельных граждан и
трудовые кол­лективы с учетом их психологических и социально-психологи­ческих
характеристик.

Специальное психологическое знание может использо­ваться в
административном процессе при применении норм трудового, земельного и
финансового права. Эксперты-психо­логи в этих случаях могут оказать помощь
полномочному ор­гану или должностному лицу в определении и раскрытии со­держания
субъективных аспектов возникшего правоотноше­ния, в том числе деликта,
урегулированного указанными от­раслями права.

Итак, психологическая экспертиза может иметь широкое
применение в производстве по делам об административных пра­вонарушениях. Для ее
проведения при рассмотрении подобных дел нет никаких препятствий. В кодексах об
административных правонарушениях среди других доказательств указывается и за­ключение
эксперта.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ