§ 4. Речь в юридической работе :: vuzlib.su

§ 4. Речь в юридической работе :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Речь в юридической работе

.

§ 4. Речь в юридической работе

Мышление и речь человека развиваются
и проявляются в единстве, В любом виде мышления обнаруживается роль речи,
которая есть непо­средственная действительность мысли. Слова являются средством
об­разования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, яв­лений в
сознании.

Содержание и форма речи человека
зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей,
интересов, состояний и т. д.

С помощью речи люди общаются между
собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для
выяснения сути и механиз­мов всех этих явлений, их роли в условиях юридической
деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Язык — система знаков, необходимых
для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляются
познание мира, управление человеческим поведением и т. д.

Развитие языка связано прежде всего
с коллективным трудом, необ­ходимостью общения и взаимодействия. Возникновение
членораздель­ной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека,
общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая
форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык
реализуется преемственность различных поколе­ний. Язык участвует в
осуществлении практически всех высших психи­ческих функций, будучи наиболее
тесно связанным с мышлением. Жес­ты — вспомогательное средство общения, хотя с
их помощью может быть передано многое.

Основными единицами языка являются
слово и предложение. Они имеют значение и смысл. Значение — это содержание
закрепленной за словами информации. С помощью слов обозначают объекты, обобщают
их признаки. Смысл слов выражается в индивидуальном, субъективном восприятии и
понимании явлений и предметов — объективной реаль­ности. Сближение значения и
смысла слов у личности проходит в нес­колько этапов: от диффузного понимания и
нечеткого различения от других близких слов к схватыванию сущности
обозначаемого и установ­лению отношений между словами.

Каждый человек, рождаясь,
встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для
развития мышления, но и всех других психических процессов.

Речь — это процесс индивидуального
использования языка в целях прежде всего общения с другими людьми. Речь
обеспечивается перифе­рическими (двигательные, голосовые, артикуляционные) и
централь­ными (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и
их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Человеку свойственно
употреблять знаки для обозначения предметов и осмыс­ливания действительности.
Человеческая речь является знаковым от­ражением действительности в мозгу, одним
из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей
необхо­димо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого
устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической
деятельности мозга.

В процессе восприятия речи
выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в
данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой,
зрительной и дви­гательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области:
слу­ховая, зрительная и двигательная. Они связаны условно-рефлекторно со всем
мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека
на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т.
д.

Физиологический механизм
человеческой речи раскрывается в учении И.П.Павлова о второй сигнальной
системе. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека,
связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие
полушария, все им сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те
действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения»*.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч., Т.
4, с. 429

Речевые центры возбуждаются не
только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно. Например,
при реше­нии работником юридического труда конкретной задачи отмечается, как
правило, сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под
влиянием слова образуется система временных связей в коре мозга — вторая
сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими
психологическими процессами (произ­вольное внимание, произвольная память и т.
д.).

Слова способны активизировать кору
мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют
не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную
систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное
состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на
психику и деятельность человека.

Речь в деятельности юриста выступает
как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи
бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц,
человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда —
это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

Изучение практики показывает, что,
во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим
поведением чело­века, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от
индивиду­альности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рас­сматривать
только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых. голосовой аппарат
необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной
речи*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Большакова С.Е. Основы
речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. М.,1992, с.5

Речевую деятельность юриста можно
классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю,
диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и
неподготовленную*.

_____________________________________________________________________________

* Артемов В.А. Курс лекций по
психологии. Харьков, 1958, с. 236—264; Леонтьев А.А. и др. Речь в
криминалистике и судебной психологии. М., 1977; Бодалев А.А. Личность и
общение, М., 1983; Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов
внутренних дел. М., 1992.

Устная речь является главным
инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется
коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы
собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у
человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.

Письменная речь характеризуется
отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник
юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок,
отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения
результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически пра­вильно
сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена
лаконичными фразами, точными понятиями и соот­ветствующей терминологией. Юрист
должен хорошо владеть различны­ми стилями русского языка.

Внутренняя речь служит для
воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении
человека (в мимике, походке и т. д.). Бесконтрольное возникновение образов у
одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю)
объективные данные для определенных рассуждений. Работник юриди­ческого труда
должен обязательно научиться управлять своей внутрен­ней речью.

Внешняя речь — это по существу
обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде
случаев ей предшест­вует этап внутренней речи.

Разновидностью устной речи является
диалогическая речь. Семанти­ка ее зависит от того, как воспринимается сказанное
собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произноситься по-разному и
означать приказ, просьбу, дружеское замечание, порицание, выговор и т. п.

В самых разнообразных формах:
выступления перед аудиторией, чте­ние вслух, устный отчет и т. д. — может быть
представлена работником юридического труда монологическая речь. Этот вид
речевой деятельнос­ти получил в юридической практике большое распространение.
Овладе­ние техникой монологической речи предполагает усвоение основ ора­торского
искусства.

Живое общение людей осуществляет
обыденная речь. Она очень выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют
интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой
коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внима­тельно
отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с
представителями интеллигенции.

Американский психолог Т.Шибутани
отмечает, что большинство американцев стараются не нарушать норм
лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывают почти такие же
негативные соци­альные санкции, как и нарушение других обычаев. «Люди теряют
уваже­ние к тем, — замечает Шибутани, — кто не может говорить как следует, и
они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует сло­вами с
необычайной легкостью. Неправильное произношение слов — это прежде всего общее
оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто
становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет
неверные обороты, он вызывает открытое презрение»*.

_____________________________________________________________________________

* Шибутани Т. Социальная психология.
Пер. с англ. М., 1969, с. 129.

Профессиональная речь требует
определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в
том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты
профессиональ­ной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз,
логика высказывания и т.д.

В деятельности юриста-практика
подготовленная речь употребляется повсеместно; заготовленные ответы на вопросы,
выступления на про­цессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и
т.д. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей рече­вой
коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к
заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работника
юриспруденции, делает его догматичным. Поэ­тому юристу наряду с тщательной
подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.

К импровизации очень близка
неподготовленная речь. В сущности импровизация представляет собой один из
сложных процессов творчес­кого использования опыта. Без предварительной
кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении
дискус­сии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать
определенным этапом в развитии речевой деятельности, кото­рому предшествует
этап подготовленной речи.

Речь юриста, как правило, должна
передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить,
воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение,
мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления
работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его
речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по
форме — логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание
своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей,
пользо­ваться различными языковыми средствами выразительности (паузы,
интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний,
профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом,
самообладания, выдержки, правильного внешнего выра­жения своих чувств.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ