Статья 3 :: vuzlib.su

Статья 3 :: vuzlib.su

36
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 3

.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного
самоуправления.

3. Высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий
преследуются по федеральному закону.

Комментарий к статье 3

В статье раскрывается принцип
народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ.
Данное положение является исходным для закрепления демократической природы
Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и
носителем суверенитета является отличительным свойством демократических
государств с республиканской формой правления.

Одновременно в ч. 1 ст. 3
определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того,
что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в
целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации,
можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости
суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных
органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения,
составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не
могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и
независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и
федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не
основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит
Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две
основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое)
осуществление власти народом и осуществление власти через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное
осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же
время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне,
уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют
образования постоянно действующих органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и
находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами
осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 3 Конституции
референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное
выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений,
принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время
народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения
оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в соответствии с
мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав
человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы
решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях
только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и
конституционные, проблемы.

Согласно ст. 3 Федерального
конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»
<*> на референдум не могут выноситься вопросы:

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3921;
РГ. 1995. 19 окт.

1) изменения статуса субъектов
Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или
продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о
проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной
Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов
(формирования);

3) принятия и изменения
федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств
государства;

4) введения, изменения и отмены
федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и
срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум
Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права
и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Действие конституционной нормы о
референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания
норм других статей Конституции. В частности, в ч. 2 ст. 66 Конституции
определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной
области, автономного округа принимается законодательным (представительным)
органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для
использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной,
так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава
представительным органом, а не вынесение его на референдум.

В соответствии со ст. 84
Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации
устанавливается федеральным конституционным законом.

Федеральный конституционный закон
«О референдуме Российской Федерации» устанавливает порядок назначения
референдума, подготовки к его проведению, правила голосования на референдуме и
определения его результатов. Проведение референдумов на местном уровне и уровне
субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о
референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с
основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными
нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст. 32
Конституции).

Законодательство субъекта
Российской Федерации о референдуме может включать в себя два акта: о
референдуме субъекта Российской Федерации и о местном референдуме либо эти две
разновидности референдумов могут регулироваться единым нормативным актом: о
референдумах в субъекте Российской Федерации.

Непосредственное осуществление
власти народа путем проведения свободных выборов — исходный принцип организации
системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа,
выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую
организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются
представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с
федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81
Конституции). Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть
предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав
местного самоуправления (местной администрации).

В отличие от прежней Конституции
Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об
избирательной системе. В действующей Конституции принципы избирательного права
(всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании)
закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации
(ст. 81).

В то же время есть все основания
полагать, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в
Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно которой
общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью
правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст.
21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта
воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных
выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве,
путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм,
обеспечивающих свободу голосования». Международный пакт о гражданских и
политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право
«голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых
на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и
обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Обязательность
демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в
Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации» <*>. В ст. 3 указанного Закона определено, что
гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в
выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на
гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в
выборах, а также на его свободное волеизъявление <**>. Аналогичная норма
содержится и в ст. 1 Федерального закона о выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации <***>.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст.
3406; РГ. 1994. 10 дек.

<**> См. подробнее:
Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации». М., 1995. С. 15 — 26.

<***> См.: Васильев В.И.,
Постников А.Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов
Государственной Думы. М., 1995. С. 1 — 2.

В ст. 3 Конституции также
устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в
России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или
присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. В
Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются — это задача
федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти
является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры
уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ