Статья 87 :: vuzlib.su

Статья 87 :: vuzlib.su

49
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 87

.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации
является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против
Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской
Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения
определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 87

Президент Российской Федерации
как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и
осуществляет руководство обороной страны.

В законодательстве под обороной
понимается вся система политических, экономических, военных, военно —
технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности
государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты
населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Оборона организуется и
осуществляется в соответствии с международным правом, международными
соглашениями, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством
Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации, которая
утверждается главой государства, являющимся Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации. Для обороны с применением средств
вооруженной борьбы созданы Вооруженные Силы Российской Федерации и установлена
воинская обязанность граждан Российской Федерации.

Отличительная особенность
государственного управления в области обороны состоит в высокой степени его
централизации. Деятельность органов управления обороной на всех уровнях
осуществляется на основе обеспечения безопасности, боевой и мобилизационной
готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, умения
выполнить поставленные перед ними задачи по обороне страны; законности,
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма,
централизации управления, единоначалия, комплектования войск военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Оборона является одной из
важнейших функций государства, элементом и гарантом безопасности. Указанные
положения об основах обороны являются исходными в определении правового статуса
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, объема
и характера его полномочий по защите безопасности и целостности государства.

В соответствии с Законом РФ
«Об обороне» <*> Президент утверждает концепцию и планы
строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации,
мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные
планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов
и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

———————————

<*> ВВС. 1992. N 42. Ст.
2331; САПП. 1993. N 52. Ст. 5086.

Правовой статус Министерства
обороны закрепляется Президентом, который утверждает Положение о Министерстве
обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Согласно ст. 6 Закона «Об
обороне» Правительство Российской Федерации несет ответственность за
состояние Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и организует их
оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами,
ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России.

Министр обороны Российской
Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством
Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство
обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти,
подведомственных Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной
Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации.

Практическая деятельность
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации
предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства
обороны.

Сошлемся в этой связи на
совместную деятельность Президента и Правительства по продовольственному
обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению финансовой
дисциплины при исполнении федерального бюджета» от 28 февраля 1995 г. <*> Правительство Российской Федерации одобрило предложение Министерства обороны
Российской Федерации, согласованное с Министерством финансов Российской
Федерации о неотложных мерах по продовольственному обеспечению военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации и постановило внести на рассмотрение
Президента Российской Федерации проект указа по данному вопросу <**>.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст.
860.

<**> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст.
3640.

Законодательство об обороне
устанавливает формы и методы взаимодействия Вооруженных Сил Российской
Федерации с другими войсками и более детально определяет полномочия Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Так, в
соответствии с Федеральным законом «О Железнодорожных войсках Российской
Федерации» <*> федеральный орган управления Железнодорожными
войсками обеспечивает постоянную боевую и мобилизационную готовность воинских
частей, организует подготовку подчиненных штабов и воинских частей к совместным
действиям с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками с целью
обороны.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст.
3202.

Данный Закон устанавливает, что
Президент утверждает Положение о Железнодорожных войсках Российской Федерации,
назначает на должность и освобождает от должности командующего Железнодорожными
войсками, а также утверждает структуру, штатную численность военнослужащих и
состав Железнодорожных войск до соединения включительно.

Указом Президента Российской
Федерации от 26 декабря 1995 г. утверждены Положение о Железнодорожных войсках
Российской Федерации и Положение о Федеральной службе Железнодорожных войск
Российской Федерации, а также структура и состав Железнодорожных войск
Российской Федерации (в мирное время) <*>.

———————————

<*> РГ. 1996. 30 янв.

В полномочия Президента входят
издание указов о призыве граждан на военную службу (с указанием численности
призывников), а также утверждение плана гражданской обороны Российской
Федерации и Положения о территориальной обороне.

В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на
военную службу в октябре — декабре 1995 г. и об увольнении с военной службы солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей, выслуживших
установленные сроки военной службы, от 27 сентября 1995 г. <*> федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба,
вели дополнительный набор граждан для прохождения военной службы в добровольном
порядке по контракту на должностях, комплектуемых сержантами, старшинами,
солдатами и матросами.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 40. Ст.
3798.

Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами утверждает планы дислокации Вооруженных Сил и других войск,
размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения
и ядерных отходов на территории страны.

Президент ведет переговоры и
подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и
военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Указом Президента Российской
Федерации от 14 сентября 1995 г. утвержден Стратегический курс Российской
Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств,
которым должны неукоснительно руководствоваться в своей практической
деятельности органы исполнительной власти всех уровней <*>.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 38. Ст.
3667.

В сфере национальной безопасности
предполагается создать систему коллективной безопасности на основе Договора о
коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ, поощрять намерение государств — участников
ДКБ объединиться в оборонный союз на базе общности интересов и военно —
политических целей.

Указ Президента от 14 сентября 1995 г. требует последовательно вести работу по упорядочению механизма выполнения достигнутых в
рамках СНГ соглашений в оборонной области, сохранению на основе взаимной
договоренности объектов военной инфраструктуры, а в случае обоюдного интереса —
переходить на принцип военного базирования, четко регламентируя при этом
правовое положение российских военных баз, а также статус военнослужащих и
членов их семей, находящихся в этих государствах.

Указ Президента от 14 сентября 1995 г. предусматривает решение этих вопросов адекватно военно — политической обстановке,
складывающейся в каждом государстве СНГ, ставит задачи добиваться от государств
СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах и блоках,
направленных против любого из этих государств, углублять сотрудничество между
государствами СНГ в сфере безопасности государственных границ.

В соответствии с Федеральным
законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и
гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или
восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. <*> Президент принимает решение о направлении за пределы территории Российской
Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.
2401.

Статья 7 этого Закона
устанавливает, что решение о направлении за пределы территории Российской
Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для
участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской
Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности
использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории
Российской Федерации.

Предложение, вносимое Президентом
Российской Федерации в Совет Федерации, должно включать сведения о районе
действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о
типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его
продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в
соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим воинских формирований и членам их семей.

Президентом принимается решение
об отзыве указанных формирований, если в связи с изменением международной
военно — политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой
деятельности становится нецелесообразным.

О принятых решениях Президент
информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В соответствии с Положением о
военно — техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными
странами, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 г. <*>, Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации
принимает решения по следующим вопросам военно — технического сотрудничества
Российской Федерации с зарубежными странами:

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 41. Ст.
3876.

утверждение концептуальных
подходов к военно — техническому сотрудничеству;

заключение межгосударственных
договоров Российской Федерации о военно — техническом сотрудничестве;

определение перечня зарубежных
стран, военно — техническое сотрудничество с которыми запрещено или ограничено;

установление военно —
технического сотрудничества с зарубежными странами, с которыми оно ранее не
осуществлялось;

приостановление, прекращение и
возобновление военно — технического сотрудничества;

утверждение перечня продукции,
работ (услуг) военного назначения, разрешенных к поставке на экспорт;

показ и поставка вооружения и
военной техники, не включенных в перечень вооружения и военной техники,
разрешенных к экспорту;

передача лицензий на производство
продукции военного назначения зарубежным странам;

сотрудничество с зарубежными
странами в области разработок вооружения и военной техники и иной продукции
военного назначения;

оказание военно — технической
помощи зарубежным странам.

Порядок объявления военного
положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (п.
«б» ч. 1 ст. 102), который утверждается с соблюдением процедуры
принятия актов Советом Федерации.

Незамедлительное сообщение о
введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и
Государственной Думы.

Нельзя исключать возможности
внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и
утверждаемого указа Президента.

Вполне понятно, что эти изменения
и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. В противном
случае указ не может быть действующим актом. Следует иметь в виду, что вопросы
об объявлении и введении военного положения в интересах обороны страны и
обеспечения правопорядка, законности и безопасности должны быть решены
незамедлительно.

Военное положение, вводимое
Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности
государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов
государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых
органов государственного управления военного времени, военных властей правами
по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и
гражданами возложенных на них обязанностей.

В условиях военного положения
органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные
объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное
содействие военному командованию в использовании сил и средств данной
территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.

В интересах обороны страны,
безопасности государства, защиты конституционного строя, обеспечения в
экстремальной ситуации гарантированной защиты прав и свобод человека и
гражданина, неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и
граждан обязанностей в обстановке военного времени могут предусматриваться
отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.

Детально режим военного положения
должен быть определен федеральным конституционным законом.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ