§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции...

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции :: vuzlib.su

134
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Теория государства и права как учебная
дисциплина, ее задачи и функции

.

§ 3. Теория государства и права
как учебная дисциплина, ее задачи и функции

Концепция высшего юридического
образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко
образованных специалистов, способных к активному творческому участию в
государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой
культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не
только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру
его профессиональной деятельности как социально-публичной.

Понятно, что судьям, прокурорам,
следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения
различных юридических дел, т. е. содержание
конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все
это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких
научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства
права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и
гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и
незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для
свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства
вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории
государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий
спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Следует различать теорию
государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория
государства и права — учебная дисциплина полностью базируется на теории
государства и права — науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем
содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их
цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины — доведение до обучаемых
при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и
апробированных практикой знаний, цель науки — приращение, накопление новых
сведений учеными-исследователями с использованием
всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более
субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки
обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и
максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной
дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ,
количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Теория государства и права — одна
из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена
обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое
значение здесь
приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают
существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит
самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов,
статьи в юридических журналах.

Как учебная дисциплина теория
государства и права выполняет две основные функции: вводит студентой в юридическое образование и обеспечивает их
надлежащую общетеоретическую подготовку.

Первая функция реализуется, когда
изучаются основы теории государства и права. Здесь
студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государ-ствоведения и правоведения, что позволяет им
перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин — конституционного,
гражданского, трудового, административного, уголовного права и др.

Вторая функция — развитие у
студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и
правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на
последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже
готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению
возможностей права и правового регулирования в решении экономических,
социальных и других проблем общества.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ