§ 5. Первобытное (догосударственное) общество :: vuzlib.su

§ 5. Первобытное (догосударственное) общество :: vuzlib.su

90
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 5. Первобытное (догосударственное)
общество

.

§ 5. Первобытное
(догосударственное) общество

Наша литература длительное время
освещала догосу-дарственное общество, опираясь
главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение
семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе
вышедшего в1877г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором
прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX в.
благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе
существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский
взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история
всех регионов Земного шара.

Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому.
Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет
выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а
следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:
присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей
экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое
производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род
(матриархат), второму — патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество
должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно
обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации
догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь
сплачивала в единое целое всех членов рода. Это
единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное
распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс.
Он писал: «И что за чудесная организация этот
родовой строй во всей его наивности и простоте! Без
солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов
или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным
порядком». Таким образом, род был одновременно
древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации
догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе
олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти
(властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими
делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь
субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе
непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической.
Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни
профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не
существовало.

Высшим органом общественной
власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин.
Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все
основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь
избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения
определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были
обязательными для всех, так же как указания воиедя.
Хотя общественная власть не имела специальных
принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному
принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки,
и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и
племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания,
порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать
наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не
мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного
общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами
поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного
повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития
общества приобретают значение обычаев навыки
коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях
трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка
охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась
таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного
общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами
организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и
обрядовыми правилами. Так, естественное разделение
функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком
рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали,
и как веление религии.

Мононормы изначально были
продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором
и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались
воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как
табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу
сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с
кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и
воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи
угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения,
обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном
обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но
когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого
принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы
—обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ