§ 1. Понятие и свойства государственной власти :: vuzlib.su

§ 1. Понятие и свойства государственной власти :: vuzlib.su

95
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Понятие и свойства государственной власти

.

§ 1. Понятие и свойства
государственной власти

Государственная власть —
фундаментальная категория государствоведения и
самый трудйопостижимый феномен общественной
жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия
человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных
групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти
волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Будучи разновидностью социальной
власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с
тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность
государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В
научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая
власть» обычно отоиодествля-ются. Такое
отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае
государственная власть всегда является политической и содержит элемент
классовости.

Основоположники марксизма
характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное
насилие одного класса для подавления другого». Для
классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом
верна. Однако любую государственную власть, тем
более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В
противном случае создается представление, что государственная власть —
естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда
неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим.
Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло,
которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним
из источников разного рода проектов свертывания государственного управления,
вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на
научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила,
обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей,
разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые
интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования,
принуждения.

Особенностью государственной
власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий
и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми
антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий
класс, подвластными — отдельные лица, социальные, национальные общности,
классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и
объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения
состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член
демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да
и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов
власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их
деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг
гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других
решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом
режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже
высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную
власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом
государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта
нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то
государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно
общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть
реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие
государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы
(экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов
для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Еще одна важнейшая особенность
государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных
органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и
называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в
действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому
государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно
высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых,
государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например,
народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии
принимает важнейшие государственные решения.
Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его
органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не
передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть
слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество
государственной власти, так как становится неспособной провести волю
властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе.
Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией
силы. Правда, любая власть нуждается в силе
авторитета: чем глубже и поднес власть выражает
интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу
авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует
государственная власть, будут у нее и
предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или
силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а
также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила
обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее
гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего
субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается
только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее
нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в
обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при
отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная
власть есть концентрированное выражение воли и
силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях.
Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от
внутренних и внешних посягательств путем
использования различных методов, в том числе
государственного принуждения и военной силы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ