1.3. ФОРМАЛЬНЫЙ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ПРАВА :: vuzlib.su

1.3. ФОРМАЛЬНЫЙ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ПРАВА :: vuzlib.su

143
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.3. ФОРМАЛЬНЫЙ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ПРАВА

.

1.3. ФОРМАЛЬНЫЙ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ПРАВА

Объективное право, таким образом, является
следствием необходимости, которую испытывает любое политическое общество и
которая представляет собой потребность в определенном социальном порядке. Чтобы
удовлетворить эту потребность, внутри общества должна существовать нормативная
функция: отдельные люди и группы должны соблюдать нормы поведения,
установленные государственными властями под угрозой быть подвергнутыми ряду
санкций на базе принудительной силы.

Однако такое видение вещей, а именно,
выделение идеи подлежащих соблюдению обязательств, представляет собой только
один из аспектов права. Этот аспект называется формальным, поскольку он всего
лишь определяет чисто внешнюю сторону права, общие рамки — или форму,
составляющие его, независимо от содержания этих рамок.

Вместе с тем, при анализе любой нормативной
функции, наряду с формальным аспектом нормы — например, распоряжение,
запрещение, разрешение — существует также и материальный аспект, т.е. то, что
составляет саму материю норму, ее сущность или ее содержание. Разумеется, что
наиболее важным в любой норме является не столько сознание того, что эта норма
необходима, ни того, что она существует, ни даже того, что она существует в том
или ином виде или формулировке, важнейшим же является ее содержание, т.е.
точное поведение или четкие поступки, которые эта норма предписывает или
запрещает.

Этот материальный аспект вводит новый элемент
права. Вместе с внутренним юридическим элементом правовой нормы, вместе с чисто
формальными рамками этой нормы — которые заключается в обязанности
придерживаться того или иного поведения под страхом применения активных санкций
— занимает свое место характер обязательства, т.е. то, что оно требует делать
или не делать, вид поступков или подходов, предписываемых им. Начиная с этого
момента право приобретает дополнительную характерную черту. Его задачи, сперва
чисто технические, дублируются затем задачами интеллектуальными или, в более
широком смысле, идеологическими.

Это объясняется тем фактом, что содержание
правовой нормы и, как следствие, содержание всего права в целом не является
чем-то чисто механическим, непредвиденным или случайным. Содержание права
соответствует одной или нескольким идеям, распространившимся в данном обществе
и рассматриваемым как важные для этого общества. Выражаясь иначе, содержание
права в значительной степени соответствует определенной системе ценностей.

Чтобы подтвердить это конкретными примерами,
рассмотрим ряд правил, которые смогли стать (или могли бы стать правовыми
нормами.

— Правило N 1: любой женатый мужчина
самостоятельно располагает всем имуществом и доходами от работы своей супруги.

— Правило N 2: любой гражданин мужского пола
может иметь несколько жен. Он свободно разводится с ними.

— Правило N 3: замужняя женщина обладает такой
же полной дееспособностью, как и ее супруг. Как и он, женщина непосредственно
участвует в моральном и материальном управлении семьей.

— Правило N 4: два лица одного пола могут
свободно вступать в брак между собой.

— Правило N 5: дети в возрасте от 8 до 12 лет
не могут быть принуждены работать более сорока восьми часов в неделю на
заводах, фабриках и в мастерских.

— Правило N 6: изнасилование
несовершеннолетней или незамужней женщины наказывается наложением штрафа в
размере от 1000 до 2000 франков. В случае изнасилования замужней женщины дли
женщины, сожительствующей с мужчиной, сумма штрафа может быть сокращена
наполовину.

— Правило N 7: прямой налог равен для всех
граждан вне зависимости от объема собственных средств каждого.

— Правило N 8: государство является
единственным наследником движимого и недвижимого имущества, оставленного любым
скончавшимся лицом.

Все эти правила имеют что-то общее: формальный
аспект права. Все они, действительно, устанавливают принципы организации того
или иного политического общества, они формулируют права или обязанности,
обязательства, возможности или запреты, они санкционируются при помощи средств
материального принуждения со стороны государства. Тем не менее, эти правила
сильно отличаются одни от других в отношении материального аспекта права, в
плане содержания норм и в плане системы ценностей.

Действительно, необходимо отдавать себе отчет
в том, что различные возможности или обязанности, закрепленные в этих нормах,
возникли не на основе простой случайности. Они вытекают, и те, и другие, из
определенной концепции человеческих обществ, из определенного понятия о
мужчине, о женщине, о ребенке, а также из определенной концепции семьи,
молодежи, труда, солидарности.

Каждая из этих норм в своей собственной манере
отражает определенную философию общества, достаточно четкую философию, хотя и
неодинаковую в различных обществах. Понятно, что при выборе той или иной нормы
для своей организации каждое конкретное политическое общество должно учитывать
и определять то, что является для него желательным, оно должно также уточнить
то, что будет считаться второстепенным, бесполезным или вредоносным.
Следовательно, оно должно опереться на систему ценностей, характеризующую это
общество, т.е. на свое представление о человеке и о мире, о его морали и, в
более общем виде, о том, что считается нужным для него, поскольку достойно уважения
или является источником пользы.

С учетом этого материального аспекта права мы
можем представить себе всю сложность права. Средство коллективной дисциплины,
но также и идеологическое и культурное отражение общества, право выходит далеко
за рамки своего чисто технического аспекта и достигает уровня философских
суждений и оценок о человеке и обществе. Средство социального порядка, право
также является отражением человека.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ