19.2. Основы планирования бюджетных расходов :: vuzlib.su

19.2. Основы планирования бюджетных расходов :: vuzlib.su

64
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


19.2. Основы планирования бюджетных расходов

.

19.2. Основы планирования бюджетных расходов

Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения на­зываются
бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное
планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

• программно-целевой,

• нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю­чается
в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с
утвержденными целевыми программа­ми, составляемыми для осуществления
экономических и соци­альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов
способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному
распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и
их концентрации и целе­вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает
уровень эффективности освоения средств.

В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджет­ного
планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют
разработка и осуществление многих феде­ральных и региональных экономических,
социальных, экологи­ческих и других программ. Следует полагать, что в
перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и
проектов, определяется на основе сметного порядка планиро­вания и
финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные
показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.
д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При пла­нировании
мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются
численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод планирования расходов и выплат
используется в основном при планировании средств на финансирование бюджет­ных
мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нор­мы устанавливаются
законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

• денежное выражение натуральных показателей удовлетво­рения
социальных потребностей (например, нормы расхо­дов на питание населения в
бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

• нормы индивидуальных выплат (например, ставка зара­ботной
платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

• нормы, в основе которых лежат средние статистические
величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности
общества в конкретном перио­де (например, нормы на содержание помещений, учеб­ных
расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются прави­тельством
или территориальными органами власти) или факуль­тативными (устанавливаются
ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных ви­дов
расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в
целом).

На основе натуральных показателей (численность обслужи­ваемых
лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы
расходов, которые могут быть следующими:

• индивидуальными — составляются для отдельного учреж­дения
или отдельного мероприятия;

• общими — составляются для группы однотипных учреж­дений
или мероприятий;

• на централизованные мероприятия — разрабатываются
ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном
порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т. д.);

• сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на
централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из ко­торого
производится финансирование, подпись лица, утвердив­шего смету, печать
учреждения и т. д.);

2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд
производственного и социального развития, фонд матери­ального поощрения, другие
фонды);

3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнитель­ные
платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие
поступления);

4) производственные показатели учреждения;

5) расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их
финансовыми планами на определенный период времени.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие
задачи:

• обеспечение бюджетных учреждений государственным
финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об
использовании средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными
исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов
подведомственных бюджетных учреждений увели­чивать в пределах имеющихся
бюджетных средств нормы расхо­дов на содержание этих учреждений.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансо­вого
обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию
региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных
социальных стандартов, со­циальных и финансовых норм.

Такой порядок формирования бюджетов территорий обу­словлен
Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной
власти республик в составе Российской Федерации, автономной облас­ти,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах
организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).

Согласно этим актам Правительством России должны быть раз­работаны
и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные
государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации.
На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают
тер­риториальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий.
Доведенные до местных органов власти нормы явля­ются основой для составления
смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета
территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным
объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет ос­новано на
объективной нормативной основе.

* * *

Являясь важной частью бюджетного процесса, вопросы
бюджетного пла­нирования постоянно находятся в центре внимания финансистов —
ученых и пракпдсов. Министерство финансов РФ ведет работу по совершенствованию
бюджетного планирования. Работниками финансовых органов и учеными периодически
издавались монографии, пособия по этой проблематике. В их числе следует
отметить следующие работы:

• Л. Потехин, И. Розенфельд, Н. Итин, Н. Сокольский.
Планирование расходов на содержание учреждений просвещения и здравоохра­нение
(1955);

• Л.Я. Гервиц, Н.А. Масталыгина. Финансовое планирование и
ана­лиз бюджетных учреждений (1974);

• Б.И. Филимонов. Совершенствование составления местных
бюдже­тов (1976);

• Л.С. Величко, А.Д. Александрова. Составление бюджета
района (1978);

• С.А. Вишняков Составление и исполнение сельских и поселковых
бюджетов (1978);

• Б.И. Филимонов, А.П. Колесник, Г.Г. Лалаев. Составление и
испол­нение местных бюджетов в условиях АСФР(1982).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ