25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения :: vuzlib.su

25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения :: vuzlib.su

32
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения

.

25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Социальная политика является приоритетным направлением
деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам,
провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предостав­ление
гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению
этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в ко­тором
находится Россия, государство в лице своих органов ока­зывается в состоянии
обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям
населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем
доходов, матерям-одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентирован­ного
государства предполагает развитие новых адекватных со­временным условиям
институтов социальной сферы в дополне­ние к прежней системе социального
обеспечения.

Одной из таких структур является система социального об­служивания
населения, предоставляющая населению — престаре­лым, инвалидам, многодетным,
неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно
или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся
учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных
центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания
социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и
поддержки и др.

Расходы на оказание социальной помощи на 1999 г. состави­ли 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их
составляет 7,2% а в бюджетах территорий — 8,5%.

Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки
является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд про­грамм, например,
федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты»
«Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание
организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной
политики.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные
акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю
предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых,
социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном
выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее
защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности
между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного
самоуправления.

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе соци­альной
защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов
на основе государственных мини­мальных социальных стандартов. Предоставление
социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной ос­нове при
увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Реформы в социальной сфере начались с 1998 г. Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пен­сионное обеспечение
и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов соци­ального
страхования являются:

• пересмотр некоторых условий отдельных выплат по бо­лезни,
беременности и родам;

• постепенный переход к финансированию пособий по временной
нетрудоспособности за счет средств работода­телей в пределах 1,5% фонда
заработной платы с возме­щением расходов, превышающих этот уровень;

• отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприя­тий
(не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее
обеспеченных категорий на­селения через местные органы социальной защиты);

• перевод страховых выплат по инвалидности в систему
обязательного пенсионного страхования.

Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ
законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инва­лидов в РФ», «О статусе
военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.

В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов че­ловек,
или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около
350 млрд. руб., или около 50% фе­дерального бюджета. Поэтому предполагается
пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.

Необходимо пересмотреть оплату больничных листов. Пред­полагается
ограничить размер пособий по нетрудоспособности и родам до минимальных размеров
оплаты труда. Эти меры обес­печат снижение затрат Фонда социального страхования
на 1,3 — 1,4 млрд. руб.

Предполагается 50%-ная скидка по оплате жилья ветеранам
труда, если с ними не проживают члены семьи.

Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального
размера оплаты труда, семьям воен­нослужащих по призыву до достижения ребенком
возраста 16 лет.

Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в
органах социальной защиты.

К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк
который настаивает на осуществлении пенсионной реформы, принятии нового
трудового законодательства.

Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов,
в том числе социального страхования, позволит увели­чить норму сбережений в
российской экономике приблизительно на 5—6% ВВП за счет взносов в накопительную
пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и
медицинского страхования. Благодаря этому норма сбе­режений в России может
превысить 30% ВВП, что составляет уровень большинства стран с высокими темпами
экономиче­ского развития (например, Китай — 40% ВВП).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ