7. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ :: vuzlib.su

7. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ :: vuzlib.su

63
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

.

7. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина
права. Спра­ведливость, как основной принцип естественного права, внутренне
присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой,
сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова «правиль­ное»,
«правда», «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество
древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость).

Сущность права состоит в том, что оно — способ (инструмент,
форма) ус­тановления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов,
со­циальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот
момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права
любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и
согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и
коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых
предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу
самой природы компромисса (в любом случае предпола­гающей отступление от
«своего» интереса в пользу общего) потенциально со­держит в себе возможность
отхода от условий и правил компромиссного ре­шения, каковым по своей природе
право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности
по принудительной реализации собственных предписаний: «справедливость, не
поддержанная силой, немощ­на» (Блез Паскаль).

Однако, подчеркнем еще раз, хотя принудительность и является
объек­тивным свойством права, не она, а справедливость определяет его сущность.
Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу. На силу
опирается произвол.

Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен.
Развер­нутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он раз­личал
два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнива­ющая
справедливость — это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или
возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения ме­ры между ущербом и
выгодой каждой из сторон.

Распределяющая справедливость признает справедливым как
равное, так и неравное распределение между различными лицами в зависимости от их
вклада в общественное благо.

Дальнейшее развитие идея справедливости получила у юристов
Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости
зафиксиро­вано в формулах римского права: «право есть искусство добра и
справедливос­ти»; «в праве нужно в максимальной степени обращать внимание на
справедли­вость»; «предписания права следующие: честно жить, другого не
обижать, каждому воздавать должное». Как отметил один из современных
отечественных философов А.И. Новиков, «именно в Риме понятие справедливости
было пере­ведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых
формул».

В средние века связи права и справедливости разрабатывались
с перехо­дом к широкому изучению римского права, в частности школой
глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями
XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в не­мецкой
классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.

Среди работ современных отечественных правоведов,
посвященных дан­ной проблематике, можно указать на монографии Г. В. Мальцева (1977 г.) и А.И.Экимова(1980г.).

В основе справедливости еще с древних времен (Аристотель)
лежат идеи сочетания «справедливого равенства» и «справедливого неравенства».
Как от­мечает проф. Г.В. Мальцев, справедливость представляет собой «диалектиче­ское
сочетание элементов равенства и неравенства», то есть справедливость выражается
в равном отношении к равным людям и в неравном отношении к неравным людям.
Проф. А. И. Экимов определяет справедливость как «нрав­ственно обоснованный
критерий для соизмерения действий субъектов, в со­ответствии с которым
осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или
иных последствий».

Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе
примене­ния равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость
права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сба­лансированности
интересов, равного несения того или иного бремени.

В то же время право есть и «право неравенства», поскольку в
силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты
индивиду­альных качеств людей. В определенной мере этот момент компенсируется
пре­доставлением субъектам права свободы в рамках правовых предписаний, путем правоприменительной
деятельности, направленной на справедливую индиви­дуализацию общего правового
предписания. Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного
применения права при разрешении со­циальных конфликтов, назначении наказания, где
воздаяние со стороны госу­дарства должно соответствовать мере содеянного
правонарушителем.

Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться
не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании госу­дарством
изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть
обеспечен прежде всего в процессе издания государст­вом нормативно-правовых
актов.

Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться
на мораль­ных началах правды и справедливости, а с другой — быть формой
возведения справедливости в закон жизни общества.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ