18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ :: vuzlib.su

18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

.

18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно
системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне
согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась
и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального
процесса — систематизации.

Систематизация — это деятельность по упорядочению и
совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней
обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения
субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно
идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые
акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между
юридическими предписаниями и т. п.

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Миха­ил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не толь­ко России,
но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является
«одною из первых Государственных нужд». Он же указывал и на значение
систематизации для юридической науки: «Ученое законоведе­ние… не может
основаться, если законы не будут прежде приведены в пра­вильный состав».

Современная юриспруденция знает и использует в основном три
вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором
норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не
подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном,
хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих
изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный
характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы
государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта:
нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде,
в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней
обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы,
утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта)
изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных
предписаний;

в) в результате инкорпорации издается сборник законов,
собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является
свод зако­нов, который представляет собой:

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших
органов влас­ти (законодательной и исполнительной);

б) источник официального опубликования;

в) собрание всего действующего законодательства (в указанном
в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке
к изданию Свода законов Российской Федерации». До революции 1917 г. в России дей­ствовал Свод законов Российской империи.

Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором
несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный
нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов
и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием
(инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в
отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а
вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные
официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись
должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное
положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет
правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного
нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем
коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения
единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную
форму сис­тематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку
объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные
государствен­ные органы на основании конституционных или других законных
полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный
характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный
срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое
регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с
крупными соци­альными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который
от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет
не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и
сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение
среди других отраслевых актов. Кодификационные акты -это прежде всего основы
законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и
др.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ