§ 2. Мусульманское право :: vuzlib.su

§ 2. Мусульманское право :: vuzlib.su

44
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Мусульманское право

.

§ 2. Мусульманское право

 Мусульманское право тесно связано с религиозными и
моральными установлениями, нормами. На раннем этапе истории Арабского халифата
и развития ислама мусульманское богословие и правоведение тесно переплетались и
составляли как бы единое целое. Однако в дальнейшем (примерно, с середины
X в.) правоведение стало отделяться от мусульманской теологии, что
проявилось в деятельности мусульманско-правовых школ (толков).

 Основным источником мусульманского права является
Коран — главная священная книга мусульман, которая по учению ислама
существовала вечно и была сообщена богом Мухаммеду, как откровение. Эти
«откровения от бога» со слов Мухаммеда записывались его
последователями. Коран был собран в единую книгу, отредактирован и разделен на
114 глав (сур) при халифе Османе (644-656 гг.). Суры состоят из разного
количества (от 3 до 286) айятов-стихов. В Коране всего насчитывается 6225
айятов. Большая часть Корана имеет богословское и мифологическое содержание.
Для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и
мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между
религией и правом. Однако вопросы права в той или иной степени затрагиваются
лишь в 500 айятах.

 К Корану — главному источнику мусульманского права с
конца VII в. присоединился еще и другой — сунна (по арабски обычай,
пример), состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях.
Дело в том, что после смерти пророка новые поколения мусульман столкнулись со
множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно даже при
крайне расширенном его толковании. Поэтому появилась необходимость в хадисах,
содержащих важные нормы мусульманского права. По мере того, как арабское
общество развивалось и жизнь становилась все более сложной, выяснилось, что
Коран и хадисы не дают ответа на многие вопросы. Тогда появилось еще два
источника мусульманского права: иджма — согласованное мнение наиболее
авторитетных богословов и правоведов и кияс — решение судебных дел по
аналогии. Иджму дополняла фетва — сборники судебных решений и комментарии
наиболее крупных мусульманских законоведов.

 Самого Мухаммеда мусульмане называли шариа —
законодателем; поэтому вся система мусульманского права получила название
шариата.

 Дополнительным источником мусульманского права является так
же обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в
законодательстве или если закон прямо ссылается на обычаи.

 Конечно, источником права в Халифате были указы
халифов — фирманы. В более поздних мусульманских странах (Турции и др.)
источником права стали государственные законы — кануны.

 Основной чертой мусульманского права является то, что оно
вытекает из религии — ислама. Поэтому для мусульман, в какой бы стране они
не проживали, обязательным является только мусульманское право.

 В Арабском халифате не было разделения населения на
сословия. По религиозному признаку население делилось на мусульман и
немусульман; первые были привеллигированными. Правоспособность и дееспособность
в полном объеме закреплялась за мусульманами. Так, лица, исповедовавшие
христианскую или иудейскую веру, занимали более низкое положение, обязаны были
платить поземельную подать с земель, завоеванных мусульманами (харадж) и
тяжелый государственный налог (джизьет). Нормы шариата распространялись на них
лишь в том случае, когда они совершали преступления или заключали сделки с
мусульманами.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ