Право собственности. :: vuzlib.su

Право собственности. :: vuzlib.su

36
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Право собственности.

.

Право собственности.

Вещи делились прежде всего на те, которые могут находиться в
собственности мусульман, и на те, которые были изъяты из гражданского оборота.
Ко вторым относились: воздух, море, пустыня, мечети и др. Было понятие
«нечистых вещей» (например, вино, свинина; книги, противоречащие
положениям ислама). Земли в основном подразделялись на государственные;
находящиеся у частных лиц; брошенные земли; земли, не пригодные для обработки.

 Особый статус имела святая земля (хиджаз), та часть
Аравийского полуострова, где жил Мухаммед; она состояла из двух частей: города
Мекки с его областью и остальной части хиджаза. Земля Мекки и окрестности
принадлежала богу; здесь неверные не имели права селиться; здесь запрещено было
убивать животное на охоте; никакое дерево или растение, выросшее само собой, не
должно было быть повреждено или вырыто. Остальная часть хиджаза отличалась тем,
что неверные не имели права жить там более трех дней на одном месте; в случае
смерти запрещалось их хоронить на этой земле.

 Завоеванные земли считались собственностью государства и
поступали в распоряжение халифа. При этом побежденные вынуждались заключать
договор с победителями, по которому они отказывались от права собственности на
принадлежащую им землю, но получали ее для ведения хозяйства с уплатой подати
(харадж) в твердо установленном размере или в зависимости от дохода. Эти земли
(вакф) являлись собственностью государства.

 Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений
в основных областях Халифата являлась собственностью Халифата. Меньшую часть
земельного фонда составляли земли халифов и членов их семьи и близких
родственников (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности отдельных
лиц (мульк) с правом купли-продажи.

 При Омейядах господствовали еще недостаточно развитые формы
феодальной собственности в виде государственных, общинных и мульковых земель.
Но при этой династии появились уже зачатки и условной феодальной собственности
на землю: земельные участки (катча), отдаваемые за службу военным людям, и
более обширные территории (хима), передаваемые арабским племенам, как кочевым,
так и земледельческим.

 В дальнейшем, при Абассидах в связи с развитием феодальных
отношений получила широкое распространение и условная форма земельных владений,
получившая новое название — икта, которая предоставлялась отдельным
феодалам за военную или государственную службу. Со временем феодалы добились
права передачи икта по наследству вне зависимости от несения службы, после чего
эти владения стали приближаться к мульковым землям.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ