Статья 43 :: vuzlib.su

Статья 43 :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 43

.

Статья 43

1. Каждый имеет право на
образование.

2. Гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной
основе бесплатно получить высшее образование в государственном или
муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование
обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми
основного общего образования.

5. Российская Федерация
устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты,
поддерживает различные формы образования и самообразования.

См. Закон РФ «Об
образовании» в редакции от 13 января 1996 г.

Комментарий к статье 43

1. В системе прав и свобод
человека и гражданина право каждого человека на образование занимает
главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26
Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и получило свое дальнейшее развитие в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г.

Российское государство, исходя из
исключительной значимости образования для развития интеллектуального,
культурного и экономического потенциала страны, в Законе Российской Федерации
от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 150) провозгласило область образования приоритетной. О внимании к
сфере образования говорит и то обстоятельство, что в независимой России первым
Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию
образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991 г. (ВВС РСФСР, 1991, N 31, ст. 1025). В нем предусмотрен целый комплекс организационных и
правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной
базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной
социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов,
аспирантов.

Нужно сказать, что положения,
закрепленные в комментируемой статье Конституции и в Законе Российской
Федерации «Об образовании», в полной мере отвечают международным
стандартам в сфере образования.

В указанном законе под
образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в
интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов).

Названный закон закрепил также
следующие принципы государственной политики в области образования: 1)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и
образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования,
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием и автономность образовательных учреждений.

Организационной основой
государственной политики Российской Федерации в области образования является
федеральная программа развития образования, которая разрабатывается на
конкурсной основе и утверждается федеральным законом. Однако до настоящего
времени такая программа не принята, что не может не сказываться на решении
проблем в этой области.

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и
культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования
(СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и
материалы. М., 1989, с. 241. Россией ратифицирована). Согласно ст. 1 этой
Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в
частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию
любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы
лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем
образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему
правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое
ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Российское законодательство
практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона
Российской Федерации «Об образовании» гражданам гарантируется
возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия
судимости. Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической
дискриминацией в сфере образования. Ее существование обусловлено разными
возможностями получения образования в городской и сельской местности и в разных
регионах страны, неодинаковым качеством получаемого образования вследствие
нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах, различиями в
уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и
квалификации учителей, преподавателей и некоторыми другими факторами.

Немаловажным в условиях
многонационального Российского государства является и положение о том, что
граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего
образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах
возможностей, представляемых системой образования, руководствуясь при этом
общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР
от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» (ВВС РСФСР, 1991, N
50, ст. 1740). Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа
соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для
их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в
подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках
народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности. Однако, по
данным Министерства образования Российской Федерации, в 1994/1995 учебном году
из 66 942 общеобразовательных учреждений, функционирующих в Российской
Федерации, 58 459 вели преподавание на русском языке. Только 3568
общеобразовательных учреждений обучали детей на родном языке территории
проживания (получения образования).

В связи с распадом СССР в весьма
сложном положении оказались представители народов Российской Федерации, которые
проживают в странах СНГ и на территории Прибалтийских государств. Хотя наше
государство взяло на себя обязательство оказывать содействие таким гражданам,
проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на
родном языке, но на практике эта проблема остается социально острой и
трудноразрешимой. Практически во всех государствах, входящих в СНГ, существенно
сократилось количество школ, средних специальных и высших учебных заведений,
предназначенных для россиян. Еще острее эта тенденция проявилась в странах
Балтии, особенно в Латвии и Эстонии.

Следовательно, Российскому
государству еще предстоит воплотить в жизнь положения Конвенции от 14 декабря 1960 г. по обеспечению во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинакового уровня
образования и равных условий в отношении качества обучения, о равенстве
возможностей каждого в получении качественного образования, в том числе и на
родном языке.

Важной составной частью права на
образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют
право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Материальной гарантией получения
каждым гражданином Российской Федерации образования выступает государственное и
(или) муниципальное финансирование образования. Государство гарантирует
ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования не менее 10 %
национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.

Доля расходов на финансирование
высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов
расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального
бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тыс.
человек, проживающих в Российской Федерации (ст. 40). В то же время следует
отметить, что на практике отмечается высокий уровень недофинансированности
государственного и муниципального образования, что сказывается в первую очередь
на качестве образования и его материально-технической базе.

В целях реализации права на
образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или
частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования,
предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и
иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности,
предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах,
финансируется их обучение за рубежом.

2. В части 2 комментируемой
статьи закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан
на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения
перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на
предприятиях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность
бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его
общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства
населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением
указанных гарантий наше государство превзошло уровень требований, изложенных в
п. «а» ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и
бесплатным. Из содержания же анализируемой конституционной нормы следует, что
все указанные в ней виды образования, если его получают в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, являются
бесплатными. При этом, однако, следует учесть, что виды образования,
перечисленные в ч. 2 этой статьи Конституции, граждане имеют право получить
бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее
профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы
занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в
случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе неоднократно
получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).

Для воспитания детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития
индивидуальных способностей, а иногда и необходимой коррекции нарушений в
развитии ребенка в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных
учреждений. Им государство гарантирует практически полную финансовую и
материальную поддержку и обеспечивает доступность образовательных услуг
дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения (ч. 2 и 3 ст.
18). Достаточно сказать, что за пребывание детей в детских дошкольных
учреждениях родители платят не более 20% затрат на содержание ребенка в
конкретном учреждении. Некоторые категории родителей освобождены от платы за
содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Например, имеющие детей с
отклонениями в физическом или психическом развитии, детей больных туберкулезом.
(См. постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о
финансовой поддержке системы этих учреждений» — ВВС РФ, 1992, N 12, ст.
621).

В настоящее время государственные
и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их
направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с
приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития
воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и
др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский
сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и
процедур; детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие,
компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; центр развития
ребенка-детский сад с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников. Порядок деятельности этих
дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о
дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. N 677 (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2694).

Общее образование включает в себя
три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование. Порядок его получения
регламентирован в ст. 19 Закона Российской Федерации «Об
образовании».

Кроме того, существуют образовательные
учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников
квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего
уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым
Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных
программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в
профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных
мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное
образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на
первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального
образования.

В системе образовательных
учреждений страны существуют также учреждения специализированной
направленности. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 1
июля 1995 г. N 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СЗ РФ, 1995, N 28,
ст. 2693). Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно
опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о
специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с
девиантным поведением (утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420. — СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1681).

Разнообразие видов образования и
возможность получения его в различных формах — очной, вечерней, заочной и др. —
также указывают на общедоступность образования в нашей стране.

3. Положения, закрепленные в
комментируемой части, реализуются в значительной мере также через Закон
«Об образовании».

В части 3 ст. 5 этого Закона
установлено, что государство гарантирует гражданам бесплатность высшего
профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если
образование данного уровня гражданин получает впервые. Многие вопросы,
касающиеся получения высшего образования, разрешены в актах Правительства
Российской Федерации, например в постановлении Правительства от 28 апреля 1994 г. «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» (СЗ РФ, 1993, N
2, ст. 104) и Типовом положении об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации,
утвержденном постановлением Правительства от 26 июня 1993 г. (САПП, 1993, N 28, ст. 2594).

В соответствии с Типовым
положением высшим учебным заведением в Российской Федерации является
образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее
профессиональные образовательные программы высшего профессионального
образования. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует
и ликвидируется в соответствии с Законом «Об образовании», другими
законодательными актами Российской Федерации, этим Положением и своим уставом.

В ст. 13 Закона приводятся
реквизиты устава образовательного учреждения. Кроме государственных и
муниципальных образовательных учреждений в Российской Федерации могут
создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским
законодательством для некоммерческих организаций, негосударственные
образовательные учреждения.

Затраты на обучение граждан в
платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования,
возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными
нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном
образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Высшие учебные заведения могут
иметь филиалы, факультеты, подготовительные отделения, научно-исследовательские
лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного
профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие
структурные подразделения. В составе высших учебных заведений могут быть
предприятия, учреждения и организации.

Высшее учебное заведение, включая
его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем,
имеющие статус юридического лица, являются единым учебно-производственным
комплексом — образовательным учреждением.

Обучение с целью получения
высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
университет, академия, институт, колледж. Прием граждан в государственные и
муниципальные образовательные учреждения для получения высшего
профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям
граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на
образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных
граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом
потребностей и возможностей личности образовательные программы могут
осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий
преподавателя со студентом: очная форма, очно-заочная (вечерняя) форма, заочная
форма, экстернат. Допускается сочетание этих форм.

Профессиональные образовательные
программы высшего профессионального образования представляют собой совокупность
образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные
государственными образовательными стандартами высшего профессионального
образования.

В Российской Федерации
устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие
федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице
федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции
устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных
стандартов, определяющих в обязательном порядке обязательный минимум содержания
основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Эти требования в
полной мере относятся и к высшим учебным заведениям и обучающимся в них
студентам.

Высшее учебное заведение,
аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления
высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании
государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации.
Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.

Лицам, имеющим диплом о высшем
образовании, представляется возможность получения послевузовского профессионального
образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической
квалификации, получения ученой степени.

Основой государственных гарантий
получения гражданами Российской Федерации образования в пределах
государственных образовательных стандартов является государственное и (или)
муниципальное финансирование образования.

В Законе «Об
образовании» указывается, что доля расходов на финансирование высшего
профессионального образования не может составлять менее трех процентов
расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального
бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тыс.
человек, проживающих в Российской Федерации.

Государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе
осуществлять — сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий
(контрольных цифр) по приему обучающихся — подготовку и переподготовку работников
квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего
уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с
оплатой ими стоимости обучения. Такое разрешение дано Правительством в
названном постановлении от 28 апреля 1994 г. и в Типовом положении от 26 июня 1993 г.

Обучение на платной основе
допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в
учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при
соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного
стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

4. Обязательность получения
каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям
граждан в сфере образования. В соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании» под основным общим образованием понимается окончание
9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу,
образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном
окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об
уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения
обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении
последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).

Требование об обязательности
основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет
силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было
получено учеником ранее. Этот возраст может быть увеличен для подростков с
общественно опасным поведением и для подростков с отклонениями в развитии.
Названным Законом установлен также предельный возраст обучающихся для получения
основного общего образования по очной форме обучения — 18 лет.

Учитывая роль образования в
формировании человеческой личности и его значимость для общества, в Конституции
использован особый прием правового регулирования: обязанность гражданина
получить основное общее образование как бы удваивается обязанностью родителей
или лиц, их заменяющих, принять все необходимые меры, чтобы дети получили такое
образование. Одновременно такое удвоение означает запрет для родителей
препятствовать детям в приобретении образования названного уровня. Выполнение
родителями (лицами, их заменяющими) предусмотренной в данной конституционной
норме обязанности неразрывно связано с их правами. Так, они имеют право до
получения детьми основного общего образования выбирать формы обучения,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка,
принимать участие в управлении образовательным учреждением (ст. 52). Родители,
лица, их заменяющие, несут ответственность за воспитание обучающихся детей и
получение ими основного общего образования.

5. В Российской Федерации
устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие
федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный
образовательный стандарт (далее — стандарт) состоит из обязательного минимума
содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной
нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок
разработки, утверждения и введения стандартов определяется Правительством
Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако
важно отметить, что стандарт основного общего образования устанавливается
федеральным законом. Стандарты разрабатываются на конкурсной основе и
уточняются не реже одного раза в десять лет также на основе конкурса, который
объявляется Правительством Российской Федерации.

Для обучающихся с отклонениями в
развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное
предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой объективной
оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм
получения образования (ст. 7).

Конкретизируют стандарты в нашей
стране образовательные программы. Именно они определяют содержание образования
определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в настоящее
время используются общеобразовательные (основные и дополнительные) и
профессиональные (основные и дополнительные) программы. Программы первого вида
направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации
личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и
освоения профессиональных образовательных программ. Что касается
профессиональных образовательных программ, то они направлены на решение задач
последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней,
подготовку специалистов соответствующей квалификации. Оба типа образовательных
программ естественно конкретизируются применительно к виду получаемого
образования.

Согласно ст. 8 Закона Российской
Федерации «Об образовании» система образования в Российской Федерации
представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных
программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и
направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их
организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и
подведомственных им учреждений и организаций. Действующая в стране система
образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение
образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в
организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций
(частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций,
объединений).

Государство поощряет также
получение образования в форме семейного образования и самообразования с
прохождением аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных
учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного
образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, центрах
профессиональной ориентации, школах искусств, домах детского творчества и т.д.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяВысотные работы
Следующая статьяД. ЮМ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ