Иностранцы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством :: vuzlib.su

Иностранцы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством :: vuzlib.su

57
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Иностранцы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

.

Иностранцы в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством

Наряду с гражданами и юридическими лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью, ГК особо выделяет еще одну категорию
субъектов — иностранцев.

Кодекс (п. 1 ст. 2) определяет, что правила, установленные
гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. По Закону «О
гражданстве РСФСР»<3> иностранным гражданином признается «лицо,
обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства
РСФСР», а лицом без гражданства — «лицо, не принадлежащее к
гражданству РСФСР и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству
другого государства». Иностранным юридическим лицом, как можно сделать
вывод из ст. 161 Основ, является образование, учрежденное как юридическое лицо
по законам иностранного государства.

Статья 2 ГК закрепляет тем самым за иностранцами безусловный
(то есть не требующий взаимности со стороны государства иностранного гражданина
или соответственно юридического лица) национальный режим. Суть его состоит в
том, что права иностранцев на территории России определяются в принципе
российскими законами, а не личным законом иностранцев. При этом предоставляемый
иностранцам режим не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества,
имущественных прав и инвестиционной деятельности, предоставляемый гражданам РФ.
«Национальный режим может применяться и в отношении хозяйственной деятельности
иностранных лиц и в отношении товаров иностранного производства»<4>.

Следует обратить особое внимание на то, что исключения из
указанного правила должны быть установлены только на уровне федерального
закона. Из смысла ст. 2 можно сделать вывод, что положения, которые расширяют
права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть
приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение
соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции.
В частности, Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 года
«О совершенствовании работы с иностранными инвестициями»<5>
предусмотрел, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия
функционирования на территории России иностранных и совместных предприятий, не
действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существовавших на момент
вступления в силу указанных актов.

Кроме того, отмечено, что соответствующее положение не
распространяется на акты, которые обеспечивают более льготные условия
функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных
предприятий. Указом особо определено, что любые нормативные акты, принятые на
более низком уровне и устанавливающие дополнительные, не содержащиеся в актах,
принятых на более высоком уровне, ограничения в деятельности иностранных
инвесторов, признаются недействительными и применению не подлежат.

А вот другой пример. Указом Президента Российской Федерации
от 25 января 1995 года «О дополнительных мерах по привлечению иностранных
инвестиций в отрасли материального производства Российской
Федерации»<6> в отношении отдельных групп товаров (за исключением
алкогольных напитков и табачных изделий) при ввозе их на таможенную территорию
Российской Федерации ставки ввозных таможенных пошлин уменьшены в два раза. При
этом указанное уменьшение, действующее в пределах не более 5 лет,
распространяется на иностранные товары, поставляемые иностранными компаниями,
которые являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров
на территории Российской Федерации с использованием отечественного сырья и
труда работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального
производства РФ в сумме, эквивалентной 100 млн. долларов США. Еще одно
обязательное условие состоит в том, что вклад иностранного участника в такое
предприятие составляет не менее 10 млн. долларов США.

К гражданам иностранных государств, заключивших с РФ (СССР)
соответствующее соглашение, применяется режим наибольшего благоприятствования.
Он состоит в том, что «иностранные граждане (и юридические лица)
приравниваются не к собственным гражданам (и юридическим лицам), а к гражданам
(юридическим лицам) другого иностранного государства: в соответствии с
включаемым в международный договор условием им предоставляется такой же режим,
какой предоставляется или будет предоставляться гражданам (юридическим лицам)
любого третьего, «наиболее благоприятствуемого» государства, с
которым тоже заключен договор»<7>.

Нередко в правовом акте специально оговорено, что его нормы
распространяются как на российских юридических или физических лиц, так и на
иностранцев.

В качестве примера можно указать на Временное положение о
финансировании и кредитовании капитального строительства на территории
Российской Федерации<8>. В роли инвесторов, осуществляющих вложение
собственных, заемных или привлеченных средств в создание и воспроизводство
основных фондов в форме капиталовложений, отмечено в нем, могут выступать
наряду с российскими физическими и юридическими лицами всех форм собственности
также международные организации, иностранные юридические и физические лица.

Другой пример — Положение о порядке продажи государственных
предприятий-должников <9>. В нем предусмотрено: правом участия в
конкурсе, объявленном по поводу продажи предприятий, обладают любые физические
и юридические лица, в том числе иностранные.

Еще одним примером может служить Закон «О
недрах»<10>. Им предусмотрено, что пользователями недр могут быть
субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в
том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они
наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании
недрами. Наконец, можно указать и на Закон «О связи»<11>. Сети
и средства связи в Российской Федерации, указано в нем, могут находиться в
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации,
муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических
лиц, выступающих в качестве операторов связи (лиц, имеющих право на
предоставление услуг электрической или почтовой связи), включая иностранные
организации и иностранных граждан. Перечень сетей и средств связи, которые
могут находиться только в федеральной собственности, определяется
законодательством РФ.

Однако включение в акты приведенных норм является теперь
излишним, поскольку из ст. 2 ГК усматривается, что распространение правил
гражданского законодательства на иностранцев предполагается. Указанная
презумпция означает, что прямое выражение в законе необходимо только для
ограничения прав иностранцев. Так, иностранцы безусловно не могут осуществлять
те виды деятельности, которые представляют собой государственную монополию, а
также обладать правами, которые могут принадлежать только государству. В
частности, можно сослаться на Закон Российской Федерации «О недрах».
Недра в границах страны, отмечено в этом Законе, включая подземное пространство
и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,
являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом
купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной
форме. Или другой пример: в силу Закона «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы
являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве
собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо субъектам
Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным округам. Наконец, можно указать на
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» <12>. В силу
этого Закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное,
региональное или местное значение. Первые являются федеральной собственностью и
находятся в ведении федеральных органов государственной власти, вторые
собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, а третьи составляют
собственность муниципальных образований и находятся в ведении органов местного
самоуправления.

В ряде актов имеется прямое указание на то, что
соответствующей деятельностью иностранцы заниматься не могут. Так, частную
детективную (сыскную) деятельность вправе осуществлять только гражданин РФ (см.
ст. 4 Закона о частной детективной и охранной деятельности<13>). Законом
«О страховании» <14> предусмотрено: «Законодательными
актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании
иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых
организаций на территории Российской Федерации». Можно указать и на другие
ограничения. Так, Основные условия выпуска казначейских обязательств предусматривают,
что их владельцами могут быть только российские юридические и физические
лица<15>. Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей
установили, что их владельцами разрешено стать только юридическим лицам,
которые по законодательству РФ являются резидентами<16>. Положение о
порядке осуществления на территории РФ операций с золотыми сертификатами
предусматривает, что нерезиденты не могут быть депозитариями таких
сертификатов<17>. Нерезиденты не могут быть и депозитариями облигаций внутреннего
государственного облигационного займа<18>.

Изъятия из национального режима определяются в отдельных
случаях также двусторонними соглашениями о защите иностранных инвестиций.
Примером может служить подписанное СССР с Соединенными Штатами Америки Соглашение
о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Каждая из сторон приняла в нем обязательство допускать на
своей территории инвестиции граждан и юридических лиц другой стороны на
условиях предоставления инвестору своеобразного «смешанного режима».
Речь идет о том, что СССР и США зарезервировали за собой право сохранять или
устанавливать в будущем ограничения для инвесторов другой стороны только в
пределах установленного перечня сфер деятельности. Американская сторона
включила в этот перечень 18, а СССР — 17 такого рода позиций. СССР назвал в
этом перечне страхование, банковскую деятельность, государственные дотации
(субсидии), собственность на землю, пользование недрами и другими природными
ресурсами, собственность на недвижимое имущество и связанные с ним
посреднические операции, приобретение государственной и муниципальной
собственности в процессе приватизации, государственные займы (кредиты),
средства массовой информации и др. Приведенные изъятия из национального режима
носят гипотетический характер, поскольку имеется в виду лишь возможность
запрещения или существенного ограничения иностранных инвестиций<19>.

Иностранцы участвуют в предпринимательской деятельности в
одной из двух форм. Первая и основная — осуществление инвестиций на территории
Российской Федерации. В силу ст. 6 Закона от 4 июля 1991 года «Об
иностранных инвестициях в РСФСР»<20> «иностранные инвестиции на
территории РСФСР пользуются полной и безусловной правовой защитой,
обеспечиваемой Законом, другими законодательными актами и международными
договорами, действующими на территории РСФСР. Правовой режим иностранных
инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не
может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и
инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР, за изъятиями,
предусмотренными настоящим Законом».

Существенную часть действующего в стране законодательства об
иностранных инвестициях составляют различного рода гарантии. Они призваны
главным образом обеспечить стабильность инвестиционных отношений,
неприкосновенность инвестиций, свободное распоряжение суммами, полученными в
результате инвестиционной или косвенно с нею связанной деятельности,
эффективную защиту прав иностранных инвесторов.

Государственная программа приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации (от 24 декабря 1993
года<21>) содержит специальный раздел, посвященный использованию
иностранных инвестиций для целей приватизации. В нем предусмотрено предоставление
иностранным инвесторам права участвовать в приватизации в самых различных
формах: аукцион (включая чековый), конкурс, инвестиционный конкурс. Иностранцам
была также предоставлена возможность покупать приватизационные чеки для
использования в качестве средства платежа в процессе приватизации. Во всех
таких случаях следует лишь уведомить о совершенных операциях Министерство
финансов Российской Федерации.

Специальные разрешения для участия иностранных инвесторов в
приватизации необходимы только в строго ограниченных случаях. Прежде всего речь
идет об объектах и предприятиях торговли или общественного питания, бытового
обслуживания, а также мелких (соответствующие их параметры указаны в самой
Государственной программе) предприятиях промышленности и строительства, автомобильного
транспорта. Выдача разрешения входит в компетенцию местных органов власти или
органов, которые ими уполномочены. Специальное разрешение необходимо и для
допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации крупных объектов
оборонной промышленности, предприятий нефтяной, газовой и некоторых других
отраслей, которые перечислены в Государственной программе. Вместе с тем
установлен запрет на использование иностранных инвестиций при приватизации
государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах
закрытого территориального образования, если иное не предусмотрено
постановлением Правительства РФ. Принципиальное значение имеет содержащееся в
Государственной программе указание на то, что никаких иных, кроме приведенных
выше, ограничений на участие иностранцев в приватизации не допускается.

Вторую форму участия иностранцев в российском гражданском
обороте составляет работа в функционирующих на территории России организациях.
Основные нормы, определяющие порядок такого участия, содержатся в Положении о
привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной ра- бочей
силы<22>. Им вводится разрешительный порядок принятия на работу
иностранных граждан. Правом получать разрешение обладают российские юридические
лица, предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории
Российской Федерации, а также иностранные физические лица и лица без
гражданства, которые проживают на территории России и используют труд наемных
работников в личном хозяйстве. Разрешение на привлечение определенного числа
иностранных граждан в целом и по группам профессий (как правило, сроком до
одного года) выдается федеральной миграционной службой. Указанное разрешение не
требуется лишь для иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов,
которые используются функционирующими на территории РФ предприятиями с
иностранными инвестициями для занятия должностей строго определенной
номенклатуры: руководителей предприятий, их заместителей или руководителей
самостоятельного подразделения предприятия, то есть занимающих категории
должностей, предполагающих заключение с ними гражданско-правового контракта.

Положение предусматривает строгую ответственность
работодателей и самих иностранцев за нарушение установленного порядка.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ