§ 4. Занятость и трудоустройство :: vuzlib.su

§ 4. Занятость и трудоустройство :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Занятость и трудоустройство

.

§ 4. Занятость и трудоустройство

Во Всеобщей декларации прав человека говорится о защите от
безработицы в связи с осуществлением права на труд. В Между­народном пакте об
экономических, социальных и культурных правах достижение полной
производительной занятости также рассматривается как средство обеспечения на
практике права на труд (см. выше).

Эти общие положения развернуты и конкретизированы в актах
МОТ. Среди них можно выделить акты общего действия и акты, относящиеся к
определенным группам трудящихся: инвалидам, женщинам, молодежи, пожилым
работникам, трудящимся-мигран­там или к определенным отраслям: сельскому
хозяйству, морскому судоходству.

Конвенция № 122 провозглашает в качестве главной цели го­сударственной
деятельности активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной
и свободно избранной заня­тости трудоспособного населения в целях
стимулирования эконо­мического роста и развития, повышения уровня жизни, удовле­творения
потребностей в рабочей силе и решения проблем безра­ботицы. Эта политика должна
быть направлена на обеспечение как можно более продуктивной работой всех, кто
готов присту­пить к ней и ищет ее, а также свободы выбора занятости и ши­роких
возможностей для каждого трудящегося получить подготов­ку и использовать свои
навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден.

Конвенция № 168 определяет методы содействия занятости,
включая профессиональную подготовку и профессиональную ори­ентацию.

Важная роль в осуществлении государственной политики за­нятости
принадлежит государственным и частным биржам труда, службам занятости или бюро
по найму. Конвенции № 2 и 88 обя­зывают государства создавать бесплатные бюро
занятости, основ­ная цель которых — обеспечить воздействие на рынок труда для
достижения и поддержания полной занятости.

Конвенция № 181 и Рекомендация № 188 посвящены частным
агентствам занятости.

В целях обеспечения стабильной занятости, недопущения про­извола
предпринимателей в актах МОТ установлены критерии за­конного прекращения
трудовых отношений и предусмотрена за­щита работников против произвольных
увольнений, а также увольнений в связи с признанием предприятия банкротом.

Согласно Конвенции № 158, увольнение по инициативе пред­принимателя
допускается лишь при наличии законных основа­ний, связанных со способностями
или поведением работника или вызванных производственной необходимостью.

Следующие причины не признаются законным основанием увольнения:
членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать
представителем трудящихся, вы­полнение функций представителя трудящихся (в том
числе в про­шлом); подача жалобы или участие в деле, возбужденном против
предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства, или обращение в
административные органы; раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные
обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды,
национальность или со­циальное происхождение; отсутствие на работе в период
пребыва­ния в отпуске по материнству, а также в связи с болезнью или травмой.

Рекомендация № 166 добавила к этому перечню возраст (в за­висимости
от норм, касающихся выхода на пенсию), прохожде­ние обязательной военной
службы, выполнение других граждан­ских обязанностей.

Работник, который считает, что его уволили неправильно, мо­жет
обжаловать это решение в суд или иной компетентный орган, который выносит
решение об обоснованности увольнения.

Конвенция № 158 не считает возможным возложение бремени
доказывания необоснованности увольнения на работника. Такое бремя может
возлагаться исключительно на предпринимателя, либо суд может выносить решение
об обоснованности (необосно­ванности) увольнения с учетом представленных
сторонами дока­зательств.

Если суд (или иной компетентный орган) признает увольнение
необоснованным и если он в соответствии с национальным зако­нодательством или
практикой не считает возможным отменить ре­шение об увольнении и восстановить
трудящегося на прежней ра­боте, судебное решение возлагает на предпринимателя
обязанность выплаты трудящемуся соответствующего возмещения. Установлено право
работника на предупреждение об увольнении за разумный срок или на денежную
компенсацию вместо предупреждения, если только работник не совершил серьезного
дисциплинарного про­ступка. Еще одно право увольняемого работника — получение
вы­ходного пособия, размер которого зависит прежде всего от стажа работы и
размера заработной платы и которое выплачивается не­посредственно
предпринимателем или из фонда, созданного за счет взносов предпринимателей.

Национальное законодательство может предусмотреть, что при
увольнении за серьезный проступок выходное пособие не выплачива­ется.

Специфика регулирования увольнений по экономическим при­чинам
заключается в том, что предприниматель обязан предоставить представителям
трудящихся информацию о планируемых увольне­ниях, провести консультации о мерах
по их предотвращению и смягчению их последствий, сообщить о предполагаемых
увольне­ниях компетентному государственному органу, предоставив ему со­ответствующую
информацию. Национальное законодательство мо­жет ограничить это обязательство
предпринимателя коллективными увольнениями, начиная с определенного числа
уволенных.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ