§ 6. Правовое регулирование охраны труда :: vuzlib.su

§ 6. Правовое регулирование охраны труда :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 6. Правовое регулирование охраны труда

.

§ 6. Правовое регулирование охраны труда

Акты МОТ требуют от государств — членов этой организации
разработки и осуществления национальной политики в области безопасности,
гигиены труда, охраны производственной среды в тесной связи с проблемой
экологический безопасности. Цель та­кой политики — предотвращение травматизма,
сведение к миниму­му опасностей, свойственных производственной среде. Основные

I обязанности по практической реализации этой политики
возложе­ны на предпринимателей. Трудящимся и их представителям предлагается
сотрудничать с предпринимателями в деле обеспечения охраны труда. На
предприятиях должны быть созданы службы ги­гиены труда, на которые возлагаются
профилактические функции и функции по консультированию предпринимателей,
трудящихся и их представителей по вопросам создания и поддержания без­опасности,
здоровой производственной среды, приспособления трудовых процессов к
способностям работников с учетом состоя­ния их физического и психического
здоровья.

В конвенциях и рекомендациях МОТ имеются многочислен­ные
детальные нормы, представляющие собой общие и отрасле­вые правила по технике
безопасности, специальные технические правила оснащения станков и машин защитными
приспособле­ниями. Более 10 конвенций и рекомендаций МОТ содержат са­нитарно-гигиенические
нормы, защищающие работников от оп­ределенных видов производственных
вредностей, главным обра­зом опасных токсических веществ: бензола, асбеста,
белого фосфора, канцерогенных веществ, свинцовых белил, а также ра­диации и
спор сибирской язвы. Эти правила имеют большое зна­чение с точки зрения
профилактики многих профессиональных заболеваний.

В 2001 г. была принята Конвенция № 184 о безопасности и
гигиене труда в сельском хозяйстве.

Конвенция № 81 обязывает ратифицировавшие ее государства
создать систему инспекции труда и наделяет инспекторов следую­щими
полномочиями: беспрепятственного прохода без предвари­тельного уведомления и в
любое время суток на любое предпри­ятие, охватываемое контролем инспекции;
осмотра в дневное вре­мя всех зданий, которые они имеют достаточные основания
считать подпадающими под контроль инспекции; осуществления любых проверок,
контроля и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы
удостовериться в том, что законода­тельные положения эффективно соблюдаются.
Инспектора имеют право наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы
предпринимателю или персоналу предприятия, требовать ознаком­ления с любыми
документами, ведение которых предписано трудо­вым законодательством, с целью
проверки их соответствия законам и снятия с них копий или выписки отдельных
мест; требовать вы­вешивания объявлений в соответствии с законодательными пред­писаниями;
изымать или брать с собой для анализа образцы ис­пользуемых или обрабатываемых
материалов и веществ при усло­вии уведомления предпринимателя или его
представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с
указанной целью. Инспектор труда вправе не уведомлять предпринимателя или его
представителя об инспекционном посещении, если сочтет, что такое сообщение
может нанести ущерб эффективности контро­ля. Инспекторам труда разрешено
требовать устранения недостат­ков, обнаруженных в ходе проверок, и издавать
соответствующие распоряжения или обращаться к компетентному органу власти, с
тем чтобы он направил предписание или распорядился о приня­тии мер, подлежащих
немедленному исполнению. За исключения­ми, которые могут быть предусмотрены
национальным законода­тельством, инспекторам труда запрещается: участвовать
прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем;
разглашать, даже после ухода с должности, производственные или коммерческие
тайны, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций;
разглашать источник жалоб на на­рушения законодательных предписаний.

Значительная часть международных норм по охране труда ка­сается
работников, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите: женщин,
женщин с семейными обязанностя­ми, женщин-матерей, детей и подростков, пожилых
трудящихся. Этому посвящено большое число конвенций и рекомендаций МОТ
(например, Конвенция № 138, Конвенция № 183, Рекомен­дация № 162). Они, в
частности, ограничивают труд женщин в ночное время и на подземных работах, устанавливают
различ­ного рода льготы для женщин-матерей (отпуск по беременности и родам,
запрет привлечения к ночным и сверхурочным работам и т. п.), охраняют труд и
здоровье молодежи (минимальный воз­раст приема на работу, ограничение ночного
труда, медицинское освидетельствование).

В 1999 г. МОТ приняла Конвенцию № 182 о запрете и неза­медлительных
мерах по ликвидации наихудших форм эксплуата­ции труда детей и молодежи. К
числу наихудших форм эксплуа­тации Конвенция относит все формы рабства или
аналогичной рабству практики, такой, как работорговля, принудительный труд,
включая рекрутирование для участия в военных конфликтах; ис­пользование детей и
подростков для целей проституции и в пор­нографии; для производства и сбыта
наркотиков; для работы, ко­торая наносит вред их здоровью, безопасности и
морали.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ