§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров :: vuzlib.su

§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров :: vuzlib.su

156
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

.

§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа,
рассматривающего споры,— тесно связанные понятия, но неиден­тичные и
неравнозначные.

Компетенция органа, рассматривающего трудовой спор,— это
правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области
трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие
рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выно­сить
решение по спорам и т. д.).

Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие
принять к рассмотрению именно подведомственный данному ор­гану спор. Она
определяется законом. Но закон не установил научно обоснованные критерии
подведомственности трудовых споров определенному органу.

Подведомственность трудовых споров — это определение по
свойствам и содержанию трудового спора, в каком первоначаль­но органе он должен
решаться. Поэтому, определяя подведомст­венность каждого конкретного трудового
спора, надо выяснить, какого вида спор — индивидуальный или коллективный. Если
спор индивидуальный, то надо установить правоотношение, из которого он
вытекает. Все споры из правоотношений, непосред­ственно связанных с трудовым
правоотношением, КТС не подве­домственны. Правильное определение
подведомственности кон­кретного трудового спора имеет большое практическое
значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не име­ет
юридической силы и не может быть исполнено в принуди­тельном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному
органу можно разделить на следующие пять групп:

рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обя­зательной
первичной стадией, после которой спор может посту­пить на рассмотрение суда;

рассматриваемые непосредственно в суде;

рассматриваемые в вышестоящем органе в случаях, установ­ленных
Федеральным законом для отдельных категорий работ­ников (ст. 383 ТК);

альтернативная подведомственность по выбору истца в выше­стоящем
органе или в суде (например, все трудовые споры госу­дарственных служащих или
споры с государственными инспекто­рами труда);

коллективные трудовые споры с единой подведомственно­стью,
рассматриваемые примирительными комиссиями, посредни­ком и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудо­вых
правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен за­коном для двух
категорий споров: рассматриваемых или непо­средственно в суде (без рассмотрения
в КТС), или только в вы­шестоящем органе.

Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досу­дебного
разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК): по
заявлению работника — о восстановлении на работе неза­висимо от оснований
прекращения трудового договора, об изме­нении даты и формулировки причины увольнения,
о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула, ком­пенсации
морального вреда в связи с нарушением его права тру­диться либо о выплате
разницы в заработной плате за время выполнения незаконно нижеоплачиваемой
работы; споры работников тех организаций, где КТС не создается (на­пример,
споры лиц, заключивших трудовые договоры с воински­ми организациями; споры
домашних работниц; работников, заня­тых у работодателя — физического лица;
споры работников рели­гиозных организаций), а также иски работодателя о
возмещении работником ущерба, причиненного организации; споры о необос­нованном
отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на ра­боту в порядке перевода с
другого предприятия, учреждения, ор­ганизации; молодого специалиста, направленного
по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с кото­рым
работодатель в соответствии с законодательством обязан за­ключить трудовой
договор (направленного по квоте); беременной женщины или женщины, имеющей детей
в возрасте до трех лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет
(ребенка-ин­валида — до 18 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятель­ствами;
лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде; споры о возмещении
ущерба, причиненного работником орга­низации,— по иску работодателя. Если же
администрация удер­жала из заработной платы работника суммы в возмещение ущер­ба,
а работник считает это незаконным, то спор будет уже о не­законном удержании и
подведомствен КТС; споры о коллективной материальной ответственности, о воз­мещении
работодателем морального вреда, нанесенного работни­ку в связи с его трудовым
увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с
решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок
ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о
моральном вреде не установлена.

Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) обязаны
рассматривать любые поступившие от работников жалобы на дей­ствия нижестоящих
органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако
федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые
споры, если к нему обратился со спором государственный служа­щий, а также споры
судей, прокуроров, их заместителей и по­мощников по вопросам увольнения,
изменения даты и формули­ровки причины увольнения, перевода на другую работу,
оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения
дисциплинарного взыскания. Все трудовые спо­ры государственных служащих
рассматривает вышестоящая адми­нистрация или суд по выбору работника.

Споры судей согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в
Российской Федерации» в ред. Федерального за­кона от 21 июня 1995 г. рассматривают
вышестоящие квали­фикационные коллегии судей, а о прекращении полномочий су­дьи
— Верховный Суд РФ. Споры прокуроров, их заместителей и помощников, а также
следователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17
января 1992 г.
«О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор или прокурор,
вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После
рассмотрения их споров выше­стоящими органами все эти категории работников не
лишены права обратиться к судебной защите.

Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность
неисковых индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то теперь
установлена единая подведомственность индивидуаль­ных исковых и неисковых
споров.

Действия государственных инспекций (санитарной и др.) об­жалуются
в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа — в суд по месту
жительства.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ