§ 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности...

§ 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов :: vuzlib.su

13
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов

.

§ 5. Представительство интересов работников и трудовых
коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов

Социальное назначение по-прежнему самой массовой
общественной организации — профессиональных союзов — состоит в пред­ставительстве
интересов работников и трудовых коллективов. И конечно, оно может осуществляться
только при наличии соответствующих правовых актов, закрепляющих полномочия этих
органи­заций*.

* Хотя численность объединяемых ФНПР профсоюзов за последние
шесть лет сократилась с 65 до 45 млн. человек, тем не менее она составляет
примерно 85,5% общего числа работающих. Иными словами, Россия по-прежнему
остается страной с очень высоким показателем профсоюзного членства (во Франции
этот показатель равен 10%, в США — 14, в Великобритании — 29, в Швеции — 83% от
числа работающих). См.: Человек и труд.
1997. № 5. С. 70.

Как известно, отношения, складывающиеся внутри профсоюзной
организации между членами профсоюза и самой организацией, а также ее органами,
регулируются уставами и другими неправовыми актами, принимаемыми профсоюзами и
их органами. А вот внешние отношения, в том числе и отношения профсоюзов с
работодателями — организациями, в которых они создаются, регу­лируются правом.

12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О профессио­нальных
союзах, их правах и гарантиях их деятельности», который закрепил за ними целый
ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за
соблюдением трудового законода­тельства, в разрешении коллективных и некоторых
индивидуальных трудовых споров*. При этом он не дифференцирует права профсо­юзов
в зависимости от того, в какой организации работники трудят­ся, т.е. от
организационно правовой формы предприятия или вида собственности.

* Российская газета. 1996. 20 янв.

Следует обратить внимание также и на то, что круг лиц,
которых могут представлять профсоюзы, не всегда ограничивается их чле­нами.
Так, в области коллективных прав и интересов профсоюзы могут выступать и от
имени тех работников, которые уполномочили их на это, не будучи членами данного
профсоюза. На уровне заключения социально-партнерских соглашений они
представляют права и интересы всех соответствующих категорий работников, ко­торые
являются стороной данного соглашения, в соответствии с законом.

Закон от 12 января 1996 г. закрепляет за профсоюзами значитель­ный объем прав в сфере труда и социальных интересов работников.

Кроме полномочий представительства, о которых говорилось
выше, профсоюзы наделены правами:

требовать учета их мнений и предложений при принятии законо­дательных
актов, затрагивающих социально-трудовые права работ­ников. Профсоюзы вправе
участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также работодателями и их объединениями своих предложений (п.
1 и 4 ст. 11 Закона);

на содействие занятости (ст. 12);

на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений,
коллективных договоров и осуществление контроля за их выполнением (ст. 13);

на участие в урегулировании коллективных трудовых споров
(ст. 14);

на информацию (ст. 17);

на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюз­ных
кадров (ст. 18);

на осуществление контроля за соблюдением законодательства о
труде (ст. 19);

в области охраны труда и окружающей природной среды (ст.
20);

на участие в осуществлении приватизации государственного и
муниципального имущества (ст. 21);

на социальную защиту работников (ст. 22);

на защиту интересов работников в органах по рассмотрению тру­довых
споров (ст. 23).

Сохранили свою силу и нормы КЗоТ РФ, закрепляющие
определенные права профсоюзов и их органов. Так, профсоюзный орган (не ниже
районного) может потребовать, а администрация обязана смес­тить с должности
руководящего работника, если он нарушает зако­нодательство о труде, не
выполняет обязательств по коллективному договору, проявляет бюрократизм и
волокиту (ст. 37).

При увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 1
(кроме случаев ликвидации организации), 2 и 5 ст. 33 КЗоТ РФ, также требуется
предварительное согласие соответствующего выбор­ного профсоюзного органа. Если
же работник не является членом профсоюза, действующего в организации, эта норма
на него, естественно, не распространяется*.

* См.: постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. // ВВС РФ. 1993. №3.

Установление того или иного режима работы, утверждение
графиков сменности, введение суммированного учета рабочего време­ни, проведение
сверхурочных работ, привлечение в исключительных случаях к работам в выходные
дни, порядок предоставления очеред­ных ежегодных отпусков — все эти вопросы
решаются по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

Установление системы оплаты труда, форм материального поощ­рения,
утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы
за год также производится с участием профсоюзного органа.

Кроме этого, установление коллективной (бригадной) материаль­ной
ответственности, применение поощрений к отдельным работникам, ввод в
эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения
не допускается без разрешения соот­ветствующих органов, и в том числе выборного
профсоюзного орга­на. Расследование несчастных случаев на предприятиях и в
учреждениях производится с участием представителей этих органов. И наконец,
трудовые споры об установлении работнику новых или измене­нии существующих
условий труда разрешаются администрацией вместе с соответствующим профсоюзным
органом в пределах предо­ставленных им прав.

Профсоюзы имеют право принимать участие в разработке раз­личных
государственных программ, например, направленных на ре­гулирование вопросов
занятости, охраны труда и других, носящих социальный характер, а также
принимать участие на паритетной основе в управлении государственными фондами
(социального стра­хования, занятости).

Указанные полномочия, как уже было отмечено, закреплены за­коном.
Однако в коллективные договоры могут быть включены и иные права профсоюзов и
других представителей трудовых коллек­тивов.

Законом от 12 января 1996 г. предусмотрены важные гарантии, обеспечивающие реализацию прав профсоюзов. Так, гарантируется судебная защита
прав профсоюзов (ст. 29). В статье 30 установлена юридическая ответственность
за нарушение прав профсоюзов в виде наложения на виновных лиц дисциплинарных и
административных взысканий, кроме того, по требованию профсоюзных органов рабо­тодатель
обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает
законодательство о профсоюзах, не вы­полняет своих обязательств по
коллективному договору или соглашению.

Впервые в отечественной практике предусмотрена и ответствен­ность
профсоюзов. Она может наступать за неисполнение своих обя­зательств по
коллективному договору или соглашению, за организа­цию и проведение забастовки,
причем в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров» профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастов­ку
в случае признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные
незаконной забастовкой, за счет своих средств в разме­ре, определенном судом
(ст. 22).

Во всех перечисленных случаях те или иные полномочия, как
видно, предоставляются соответствующему выборному профсоюзному органу.

К сожалению, при переходе от административно-командной сис­темы
хозяйствования, от единых и единственных профсоюзов к де­мократическим началам,
что не могло не отразиться на профсоюзном движении и повлекло за собой
появление новых, альтернативных профсоюзов, не был полностью нормативно
разработан механизм представительства профсоюзов при наличии нескольких
организа­ций на предприятии или в учреждении (лишь в Законах о коллектив­ных
договорах и соглашениях и о порядке разрешения коллективных трудовых споров
определена процедура ведения коллективных пере­говоров). Кроме того, если ответ
на вопрос о том, какой профсоюзный орган должен дать согласие на увольнение
работника, очеви­ден — тот, членом профсоюзной организации которого увольняе­мый
работник является, то ответить на вопрос о том, какой профсоюзный орган должен
дать согласие на утверждение положения о премировании или установление той или
иной системы заработной платы, трудно.

В других странах подобные вопросы не возникают, ибо они уре­гулированы
законодательством. Так, в США законом о трудовых отношениях установлен
следующий порядок: Национальный совет по трудовым отношениям выдает профсоюзной
организации серти­фикат, удостоверяющий ее право на участие в проведении
перегово­ров (в коллективно-договорной кампании) и подписание от имени
трудящихся коллективного договора, тому профсоюзу, который большим числом
проголосовал за создание этой организации.

Для участия в переговорах по отдельным вопросам члены различ­ных
профсоюзов, существующих на предприятии, создают из числа своих представителей
координационный орган (совет), на котором вырабатывается общая позиция
профсоюзных организаций.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ