Конфуцианская традиция и марксистский социализм :: vuzlib.su

Конфуцианская традиция и марксистский социализм :: vuzlib.su

38
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Конфуцианская традиция и марксистский социализм

.

Конфуцианская традиция и марксистский социализм

Все три только что охарактеризованные страны демонстрируют с
некоторыми вариациями единую и весьма жесткую модель марксистского социализма.
Эта модель создана на основе конфуцианских традиций, причем именно это
обстоятельство многое в ней объясняет.

Прежде всего речь идет р сравнительной легкости создания и
завидной устойчивости существования модели. Как-то _очень.драсго и даже
по-своему гармонично на конфуцианской административно-командной основе
создавалась марксистско-социалистическая: никаких внутренних неразрешимых
противоречий и несоответствий. Трудно сказать, что при этом сыграло решающую
роль: то ли привычка уважать сильную власть и стабильную администрацию, то ли
привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, к частникам,
против которых при всяком социальном кризисе обращалась ненависть народа в
странах конфуцианской традиции; то ли, наконец, высокий, воспитанный
тысячелетиями уровень социальной дисциплины, готовность не показным образом, а
всей глубиной натуры, воспитанной на идеях великого Конфуция, почитать старших
и мудрых. Как бы то ни было, но совершенно очевидно, что сила и авторитет власти
сыграли при этом свою важную роль.

В странах ислама власть тоже сильна. Более того, держится в
основном на силе. Но она не имеет того авторитета, даже если апеллирует к
Аллаху. И это сказывается в момент решающих переломов, в период реформ.
Некоторые из стран ислама тоже пытались реализовать
марксистско-социалистическую модель — достаточно напомнить о Египте, Йемене, с
оговорками можно вспомнить об Алжире, где социализм не вполне марксистский.
Тупик, в который завело каждую из упомянутых стран движение в сторону
марксистской модели, и связанная с этим необходимость реформ сразу же выявляли
внутреннюю нестабильность власти, ее неавторитетность и ослабленность. Известен
и результат. Нечто подобное происходит и в европейских странах марксистского
социализма — с аналогичным результатом. Не то в странах конфуцианской традиции.

Несмотря на то что модификация марксистской модели здесь
наиболее жестка, она оказалась достаточно жизненной и не ослабляет авторитета
власти даже в момент серьезного кризиса. Ведь далеко не случаен тот факт, что в
странах, о которых идет речь и которые оказались в том же тупике, реформы
проходят если и не безболез ненно, то во всяком случае без слишком радикальных
осложнений порождающих острую политическую нестабильность.

Практически сказанное означает, что конфуцианская традиция
создает и хранит некий социальный ген устойчивости внутренней структуры. Это не
значит, что конфуцианские страны не знали социальных катаклизмов. Напротив, они
хорошо с этим знакомы. Но катаклизмы здесь — реакция на нарушение нормы, не
более того. Эксперименты Мао, Хо или Кима не слишком нарушали привычную норму,
а вынужденные реформы возвращали к этой норме. Неудивительно, что реформам в
Китае и Вьетнаме сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процветание. Другое
дело, что после этого в силу вступает логика современного развития, суть
которой сводится к неизбежной либерализации всей структуры во имя дальнейшего
развития рыночно-частнособственнической экономики. При -этом радикальная ломка
привычной -структуры неизбежна. Но, как—показывает опыт иных стран
конфуцианской традиции, в условиях

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ