6. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ) ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ :: vuzlib.su

6. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ) ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ :: vuzlib.su

37
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ) ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

.

6. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ
(СТРАТЕГИЧЕСКИЙ) ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная предпосылка для
выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпи­рических
данных и отсюда — возможность для разработ­ки гипотез. Можно выделить четыре
основных варианта стратегии исследовательского поиска (Схема 4).

1.             Формулятивный
(разведывательный) план при­меняется в случае, если об объекте исследования
имеет­ся самое смутное представление и социолог не в состоя­нии выдвинуть
никаких гипотез. Цель плана — выявле­ние проблем и формулировка гипотез.

2.             Описательный
(дескриптивный) вариант исследо­вания возможен, когда знания объекта достаточно
для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — стро­гое описание
качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и
явлений.

3.             Аналитико-экспериментальный
план — наибо­лее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь
при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдви­нуть
объяснительные предположения. Цель плана — исследование функциональных
взаимосвязей и казу­альных отношений.18

18 Особенности
экспериментального анализа рассматриваются в гл. 5, § 3, а практические задачи
организации инновационных экспери­ментов: в гл. 7, § 2.

Особую разновидность
аналитико-эксперименталь-ного плана образуют исследования, цель которых — поиск
управленческих решений. В том и другом случаях социолог пользуется логикой
экспериментального ана­лиза, но при организации практического эксперимента
возникают специфические задачи, отличные от тех, кото­рые приходится решать при
работе по аналитике-экс пе-риментному плану в научных целях.

Перечисленные варианты общего
плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуще­ствляется
в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.

4.             План
повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется
для выявле­ния тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление
данных в определенном временном ин­тервале. Сравнительные исследования
проводятся так­же и в рамках одного временного интервала для того, чтобы
установить общность и специфику социальных проблем в региональном,
социально-культурном и дру­гих разрезах.17

17 См. об этом Гл. 5, § 5.

На схеме 4 выделены
существенные особенности каждого исследовательского плана, включая требования,
предъявляемые к организации выборки, которые более обстоятельно рассматриваются
в следующем параграфе.

Нередко в одном исследовании
мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного пла­на,
переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а
затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей пу­тем реализации
экспериментального или псевдо-экспериментального плана исследования.

Рассмотрим некоторые
процедурные особенности, характерные для трех типов стратегии исследовательс­кого
поиска.

Формулятивный, или
разведывательный) план [364. С. 91—100]. В новой области исследования, где ли­тература
весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с
общей разведки. Это по­зволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения
выявления и формулирования проблем, разработ­ки гипотез.

Формулятивный план
предполагает три основные стадии работы.

(1)           Изучение
имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно
пол­ной библиографии и завершается проработкой литера­турных источников.

(2)           Беседы с
компетентными лицами, а именно спе­циалистами, работающими над аналогичными
проблема­ми, и практиками, занятыми в изучаемой области. Целе­сообразно
предварительно составить список лиц и уч­реждений, к которым мы обратимся за
консультацией.

Беседы со специалистами
преследуют несколько це-лег. Надо убедиться, что составленная библиография ох­ватывает
проблему, что мы не упустили чего-то важно­го. Беседы с практиками также имеют
целью поиск до­полнительной информации. Допустим, мы собираемся изучать
социальные проблемы конверсии предприятий военно-промышленного комплекса.
Первый человек, с которым мы будем разговаривать, — один из руководи­телей
соответствующего оборонного предприятия. А первый вопрос к нему: «Кто, вы
или кто-то из ваших помощников или сотрудников, мог бы рассказать, с ка­кими
проблемами сталкивается предприятие, что особен­но мешает перестройке
производства?»

Другая задача таких интервью
— поиск надежных документальных сведений: картотек, протоколов реше­ний,
справок, отчетов и т. п., третья — набросок первич­ных гипотез.

Беседы такого рода требуют
некоторого навыка и умения. Нужно создать атмосферу откровенного разго­вора.
Иногда полезно снять личную ответственность со­беседника в самой форме
постановки вопросов. Не спрашивать прямо «Какие факторы влияют на такой-то
про­цесс?», а задать тот же вопрос в косвенной форме: «Не­которые
считают, что такие-то факторы влияют на дан­ный процесс», и затем узнать
мнение нашего собеседни­ка, В его ответах часто выявляются новые идеи или
высказываются оригинальные контраргументы против названных.

Весьма опасно прикидываться
совершенно некомпе­тентным в вопросе из желания получить новую инфор­мацию. В
таком случае собеседник ограничивается са­мыми общими, тривиальными суждениями,
и мы не дос­тигнем цели.

(3)           Завершающая
стадия — разведывательное наб­людение. Оно не формализовано, как в случае описа­тельного
плана исследования. У нас имеется лишь пере­чень вопросов для изучения, но пока
отсутствует деталь­ное (формализованное) членение их по пунктам.

Целесообразно наблюдать
поведение новичков, не­давно появившихся на изучаемом объекте. Они подме­чают
те особенности, которые не заметны старожилам. Важно обратить особое внимание
на конфликтные и необычные ситуации, которые наиболее рельефно обри­совывают
нормальные условия деятельности, ибо конф­ликт — выход за рамки нормы,
обозначающие ее грани­цы. Интересны переходные стадии объекта в момент ре­конструкции,
осуществления социальных и экономичес­ких экспериментов, бурного развития,
когда анализ со­циальных явлений особенно продуктивен для выдвиже­ния
объяснительных гипотез.

Работа по разведывательному
плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, за­дач их
изучения, основных гипотез. Она предваряет пе­реход к описательной и
аналитической стадиям иссле­дования. Вместе с тем такой план имеет и самостоя­тельную
ценность, особенно в прикладной социологии, где полезно выявить максимально
полный комплекс проблем, установить очередность их решения с точки зрения
главных интересов данной организации. Только после этого целесообразно развертывать
исследование по выделенным направлениям.

Формулятивный план нужно
отличать от пробы или пилотажа методик для сбора данных. Цель форму­лятивного
плана — выявление проблем и выдвижение гипотез; проба же проводится для
проверки конкретных методов, процедур, приемов организации всего исследова­ния.
Она осуществляется при любом стратегическом плане.

Описательный план. Его цель —
систематическое качественно-количественное описание объекта, а главное отличие
от формулятивного в том, что все элементы, под­лежащие описанию, должны быть
заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следова­тельно,
необходима строгость в эмпирической ин­терпретации понятий и регистрации
данных. Сбор ин­формации по описательному плану проводится на осно­ве либо
монографического, либо выборочного исследова­ния. При втором способе необходимы
расчеты допусти­мой ошибки выборки и других статистических показа­телей
надежности описания.

Типичные примеры исследований
описательного плана — опросы общественного мнения, в которых фик­сируются
оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной,
политической и культур­ной жизни,18

18 Опросы общественного
мнения особенно чувствительны к требо­ваниям представительности выборки
опрашиваемых. Если по суще­ству заданных вопросов и полученных ответов каждый
может делать собственные умозаключения, то ответственность за аккуратность пред­ставительства
данных целиком ложитсяцна исследователя. В извест­ном смысле социологи,
проводящие такие опросы, несут основную от­ветственность за престиж и уважение
к нашей профессии в обществе.

Дескриптивное исследование
заканчивается класси­фикацией данных в рамках поставленных задач (вопросов),
детальным описанием структуры предмета (напри­мер, свободного времени) с
минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями
обследуемых общностей в их социально-профессио­нальном,
социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и
других аспектах. В дескриптивный план вводят элементы аналитического, т. е.
изучают взаимосвязи между социальными показа­телями, будь то оценки
общественного мнения или дру­гие «переменные».

Описание, как и любой иной
тип исследования, не может быть чисто фактуальным без всяких методологи­ческих
предпосылок. Огромную роль играет здесь обо­снованность группировки
эмпирического материала. *

Аналитико-экспериментальный
план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы
объяснительные гипотезы. Цель плана — установление функциональных и казуальных
связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического
социального эксперимента — поиск управленческих ре­шений.

Социальный эксперимент
осуществляется либо пу­тем целенаправленного воздействия на реальные объек­ты
(натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах,
которые в этом слу­чае ставятся в экспериментальные условия лишь мыс­ленно.
Мысленный эксперимент иногда можно про­вести на материалах, полученных по
описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая
требованиям объяснительных гипо­тез. И в этом случае мы имеем дело с
эксперименталь­но-аналитическим или «псевдоэкспериментальным» ва­риантом
плана исследования.

Практически описательный план
всегда содержит какие-то элементы аналитического — явно или интуи­тивно мы
стремимся разрабатывать классификационные и структурные гипотезы, опираясь на
хотя бы смутные представления о некоторых функциональных и причинных связях
изучаемых явлений. Например, изучение бюджетов времени различных социальных
групп подсказыват, что характер труда и характер досуга взаимосвязаны. Это
предположение может быть проверено на имеющемся материале. Достаточно построить
перекрестные таблицы по группировкам профессий и группировкой занятий в
свободное время.

Натурный эксперимент требует
специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля
условий, в которых оно проводится. Это и есть особый способ сбора первичных
данных, и спрсоб их анализа, которые мы рассмотрим отдельно (гл.5 § 3), а особенности
интерпритационного или качественного анализа рассматриваются в гл.6.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ