Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции :: vuzlib.su

Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции

.

Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции

Основатель социологии О. Конт считал: для того, чтобы/ по­нять
современную эпоху] необходимо поместить ее в более ши­рокий исторический
контекст и рассматривать просто как фазу на долгом пути человеческой истории.
Индустриально-урбанис­тическое капиталистическое общество — не случайность, а
есте­ственный, необходимый продукт предыдущих процессов. Невоз­можно дать
адекватное объяснение, что-либо предсказать и дать практические рекомендации
относительно любого современного феномена без реконструкции всей предшествующей
истории.

Конт пытался сделать это с помощью знаменитого «закона трех
стадий». Он считал, что движущая сила исторических изме­нений обнаруживается в
области мысли и духа: в тех способах, при помощи которых люди постигают
реальность, в методах, ко­торые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и
управлять миром. Качество и количество знаний, которыми обладает обще­ство,
постоянно растут. Эта основная черта общества определяет все другие аспекты
социальной жизни — экономические, поли­тические, военные. (Человеческий род в
своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.
На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те
ответственны за земные события. Вначале это духи или души, находящиеся внутри
предметов, растений, жи­вотных (фетишизм, анимизм), затем — многочисленные
боги, ответственные за различные фазы жизни (политеизм), и наконец единый
всемогущий бог (монотеизм). Данный период характери­зуется доминированием
военного образа жизни и широким рас­пространением института рабства.(Вторая,
метафизическая, ста­дия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными
причинами и сущностями, фундаментальными принципами ре­альности,
воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, уза­коненного права и легитимного
правительства доминируют в по­литической жизни. На третьей, позитивной, стадии
люди обра­щаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении,
сравнении и эксперименте) Это век науки и про­мышленности. Достигнув позитивной
стадии, развитие оконча­тельно становится открытым. Резервуар человеческих
знаний постоянно пополняется. Наука вечно движется вперед, все более приближаясь
к познанию реальности, но так никогда и не дости­гая полной и окончательной
истины. «Такова история изменений в сознании и обществе, которые совпадают и
отражают друг дру­га» (281; 197) ^Эволюция, таким образом, представляет собой
преж­де всего эволюцию методов получения и накопления знаний.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ