§ 4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ :: vuzlib.su

§ 4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ :: vuzlib.su

213
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

.

§ 4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Перечисленные виды понятий находятся между собой в опре­деленных
отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости. В отношении
сравнимости находятся те понятия, в объеме или содержании которых имеется
что-то общее: «человек» и «студент», «право» и «мораль», «красный» и «синий»,
«черный» и «белый» и т.п.

В отношении несравнимости находятся те понятия, ни в объеме
ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и «совесть», «любовь» и
«чернильница», «бронхит» и «галактика», «кража» и «климат», «восток» и «ко­рова»
и т.п. Поскольку о несравнимых сказать более нечего, то дальнейшему
рассмотрению могут быть подвержены только сравнимые понятия.

Среди сравнимых понятий легко выделимы понятия, находящиеся
в отношении совме­стимости и несовместимости. Совместимые понятия — те, объемы
которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен».
Несмотря на то, что объем и содержание понятий закономерно связаны, в логике
часто опираются только на один из этих элементов — на объем, поскольку он более
прост и выразителен при формальном анализе понятий.

Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении
несовместимости) — являются те, объемы которых пол­ностью не совпадают, а
отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» — «прокурор»,
«зеленый» — «красный», «правый» — «левый» и т. п.

Между совместимыми и несовместимыми по­нятиями
устанавливается по три вида отношений. Совместимость характеризуется отношением
тождества, подчинения и частичного совпадения (пересече­ния, или перекрещивания).

Тождественными понятиями (понятиями, находящимися в
отношении тождества) являются те, которые отражают один и тот же предмет, хотя
и по разным признакам. Это понятия, объемы которых полностью совпадают.
Например, «крупней­ший город на реке Нева» и «город, 300-летие которого мы от­метим
в 2003 г.».
В круговых схемах это отношение выразимо в виде двух (или более) полностью
совпадающих, накладывающихся друг на друга кругов:

В С

Где символом В обозначено понятие о крупнейшем городе на
Неве, а символом С — о городе, 300-летие которого отметим в мае 2003 г. В отношении
тождества могут находиться два и более понятия.

В отношении подчинения, находятся тоже два или более по­нятий,
из которых одно своим объемом полностью входит в дру­гое. В таком отношении
находятся между собой понятия «сту­дент» и «учащийся». Понятие «студент» всем
своим объемом включается, входит в объем более общего понятия «учащийся», ибо
нет таких студентов, которые не были бы учащимися, хотя многие учащиеся не
являются студентами. В этом от­ношении меньшее по объему понятие называется
подчиненным (видовым), а большее — подчиняющим (родовым), поэтому иначе это
отношение называют от­ношением вида и рода. В круговых схемах оно выразимо
двумя и более концентрическими кругами:

П Ш У

Где символ П соответствует понятию
«первоклассник», Ш — понятию «школьник», а символ У —
понятию «учащийся».

В отношении частичного совпадения (пересечения, или пе­рекрещивания)
находятся два или более понятия, объемы и содержание которых частично совпадают,
например: «студент», «спортсмен», «парень» и т. п. Графически их отношение
выразимо в трех, частично накладывающихся друг на друга кругах:

Ст
Сп

П

Между несовместимыми понятиями тоже устанавливаются три вида
отношений: противоречия, противоположности и со­подчинения.

В отношении противоречия находятся два понятия, из кото­рых
одно содержит (утверждает) некоторые признаки, а другое — эти же при­знаки
отрицает, т.е. это отношение между утвердительным и отрицательным понятиями:
«белый» — «не-белый», «грамотный»—«не-грамотный», «студент» — «не-студент»,
«радость» — «не-радость», и пр. Графически это можно представить так:

Б
не-Б

(белый) (не-белый)

Противоположность тоже устанавливается между двумя
понятиями, одно из которых содержит (утверждает) какие-то признаки, а другое
как бы отрицает их, но своеобразным путем, путем замещения исходных полярными,
предельными, крайними по отношению к ним; т. е. в отношении противоположности
находятся два положительных, утвердитель­ных понятия: «белый» — «черный»,
«хороший» — «плохой», «ум­ный» — «глупый» и т.п. Графически это можно выразить
так:

Б
Ч

(белый) (черный)

В отношении соподчинения находятся два или более понятия,
объемы которых полностью не совпадают между собой, но одинаково входят
(подчиняются) в объем более общего (родо­вого) для них понятия. В таком
отношении находятся между собой понятия «школьник», «студент», «курсант» и пр.
Объемы этих понятий не­совместимы друг с другом, но каждое из этих понятий
одинаково попадает в объем более общего для них понятия, в нашем примере —
понятия «учащийся». Соподчинение устанавливается между видовыми понятиями в
рамках родового понятия. Графически это представимо так:

Ш
С

К

Все возможные отношения между понятиями для наглядности
представим в такой таблице:

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ