Правило 29. Доказательство с помощью примеров — не лучший способ обоснования позиции. Ибо...

Правило 29. Доказательство с помощью примеров — не лучший способ обоснования позиции. Ибо оно не является доказательством вовсе. :: vuzlib.su

50
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Правило 29. Доказательство с помощью примеров — не лучший способ
обоснования позиции. Ибо оно не является доказательством вовсе.

.

Правило 29.
Доказательство с помощью примеров — не лучший способ обоснования позиции. Ибо
оно не является доказательством вовсе.

Примеры служат в
лучшем случае иллюстрацией общих положений, к ним можно прибегнуть, чтобы
закрепить и оживить сухие логические постулаты. Если же примеры выставляются в
качестве доказательств, то они становятся невольными свидетельствами нашего
бессилия — невозможности довести свою мысль до конца логическими средствами.
Конечно, нельзя упускать из виду возможные исключения. Скажем, существуют
широкие области права, которые по своей сути являются прецедентными. И примеры
напрямую используются здесь как кирпичики в построении стены доказательства. Но
распространять подобные специфические правила на все социальные исследования
было бы опрометчивым шагом.

Другим способом
построения аргументации, весьма характерным для множества работ, является
последовательное разворачивание позиций какого-нибудь автора (или авторов).
Например, утверждается, что некий знаменитый автор (скажем, П. Бурдье) или,
наоборот, какой-то малоизвестный (пока) деятель с успехом решил некую важную
проблему. На основе корпуса текстов данного автора излагаются его(ее) позиции в
каком-то заданном ракурсе. Все делается терминологически грамотно, формируется
вполне адекватное представление о взглядах данного исследователя. Затем следует
вывод, что означенный П. Бурдье решил-таки поставленную проблему. А мы вместе в
ним выполнили и задачу нашей работы. И все вроде бы хорошо. Но чего-то
по-прежнему не хватает. Чего? Не хватает того, что называется критическим
аргументом.

Если мы грамотно
изложили чьи-то теоретические позиции, это само по себе неплохо, ибо выполнена
важная просветительская задача. Но подобная работа все же носит реферативный
характер. Реферативный элемент должен содержаться в любом труде, и без отсылки
к традиции хорошая работа просто не состоится. Однако этот элемент — лишь
необходимое, но, увы, не достаточное условие для профессиональной работы. Об
этом говорит следующее правило.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ