в) Альтернативные религии :: vuzlib.su

в) Альтернативные религии :: vuzlib.su

45
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


в) Альтернативные религии

.

в) Альтернативные религии

Эта типология новых религиозных движений получила
известность в период затухания в западных странах молодежного движения протеста
60-70-х годов, когда “движение Иисуса”, секта “Дети Бога”, “движение Харе
Кришна” явились феноменами религиозного протеста, пришедшими на смену
антиавторитарным социально-политическим выступлениям молодежи.
В результате отчетливо обнаружилась сугубо радикальная установка этого
типа религиозных новаций, получивших название альтернативных религий.

Их отношение к окружающему миру прямо противоположно
апологетической позиции традиционных религий. Впрочем, современное общество все
больше тревожит церковь, с одной стороны, доминированием секулярных тенденций,
подрывающих ее авторитет и влияние, а с другой стороны, ростом напряженности и
противоречий, углублением духовного кризиса. В этих условиях традиционные
религии отошли от прежней апологетической позиции и постоянно и все настойчивее
заявляют о своем критическом и дистанцированном отношении к существующему миру.
Они отказались от недвусмысленного оправдания и защиты господствующего
социально-политического строя и настаивают на необходимости его
совершенствования под руководством церкви.

Тем не менее альтернативные религии принципиально отличаются
даже от подобных критически настроенных традиционных религий, поскольку не
допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от
существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее
своим авторитетом. Для этих религиозных новаций не приемлемы никакие реформы
существующего строя, а любые программы совершенствования хозяйственно-экономических
и политических отношений в обществе, развития международного сотрудничества
отвергаются как бессмысленные и безрезультатные. Для них вся общественная
система, весь образ жизни современного человечества представляются
неприемлемыми, их недостатки — неисправимыми, а царящее зло —
неискоренимым.

Радикальность установок альтернативных религий бывает
различной, в соответствии с чем они разделяются на два типа, один из которых
может быть назван спиритуальной трансформацией земного мира, а другой,
ультрарадикальный тип новых религиозных движений, правомерно характеризовать
как апокалиптический.

Приверженцы первого типа альтернативных религий видят в спиритуальной
трансформации земного мира конечную цель глобального исторического процесса,
вступившего ныне в решительную стадию своего развития. В конце XX в.
эта ориентация получила большое распространение. Наблюдаются два разных уровня
подобных ориентаций. Начальный уровень новаций этого типа отмечен
неопределенными религиозно-мистическими исканиями, присущими аморфной
богоискательской среде и религиозным исканиям в молодежной контркультуре и в
некоторых альтернативных движениях. Эти явления были основательно исследованы в
Америке и Западной Европе, где получили распространение такие религиозные
новации альтернативной направленности, как “битнический дзэн”, “Революция
Иисуса” и “наркотическая революция” (“психоделия” Кена Кизи и Тимоти Лири), как
радикально настроенные группы движения Нового Века (New Age).

Более высокий уровень активности и организованности свойствен
милленаристским движениям и хилиастическим сектам. Для первых тысячелетнее
царство божие на земле является ближайшей, реально достижимой перспективой. Для
вторых эта заветная мечта уже осуществлена в узком кругу избранных, примеру
которых должно последовать все человечество. К этому подтипу новых
религиозных движений принадлежит секта “Дети Бога” (в первые годы её активности
в США), у нас — “Богородичный центр” и “Церковь Последнего Завета”
Христа-Виссариона. Высокий уровень эсхатологических настроений с особой силой
проявился в киевском выступлении членов Белого Братства (ЮСМАЛОС), которые
инсценировали своеобразный “милленаристский путч” в преддверии ожидаемого ими
наступления царства божьего на земле.

Лидеры религиозных объединений, принадлежащих ко второму
типу альтернативных новаций, провозглашают необходимость ухода в некий
потусторонний сакральный мир. Нередко их призывы реализуются, и десятки, а то и
сотни сектантов совершают самоубийства. В сущности, это всегда акт
отчаяния и безрассудного фанатизма, тем не менее религиозные лидеры
санкционируют и оправдывают его как решительный и достойный шаг к полному
освобождению и окончательному спасению.

Нетрадиционные религиозные объединения этого типа
обнаруживают два разных уровня активности. В первом случае чрезвычайно
накаленные религиозные настроения выливаются в своеобразную эсхатологическую
панику: люди бросают свои дома, имущество, родных и близких и отправляются в
условленное место, где исступленно ждут наступления с минуты на минуту конца
света или появления космических кораблей спасителей-инопланетян, на которых они
смогут покинуть обреченную на гибель Землю.

Во втором случае приверженцы альтернативной религии
моделируют апокалиптическую катастрофу: община совершает коллективное
самоубийство (массовое отравление членов “Народного храма” в Гайане,
самосожжение адептов “Храма Солнца” в Швейцарии и Франции).

Следует подчеркнуть, что рассмотренные типы религиозных
новаций представляют собой только абстракции и идеальные модели реальных
религиозных явлений, как правило, весьма неоднородных и противоречивых. При
эмпирическом анализе конкретного религиозного движения обычно обнаруживаются (в
форме тенденций) различные типологические особенности, прежде всего в том
случае, если оно на протяжении истории своего существования подвергалось
воздействию различных социокультурных условий и претерпело определенные
эволюционные изменения. Эта типологическая неоднозначность нового религиозного
объединения обычно связана также с разнородностью ее контингента, вследствие
чего различные группы верующих в пределах одной религиозной организации
(новички, рядовые верующие, монахи, иерархи) обладают довольно разными
новационными ориентациями. К тому же эти ориентации обычно не остаются
постоянными, а порой претерпевают глубокие изменения. Благодаря этому одни
настроения ослабевают в религиозной организации и уходят на задний план, а
другие усиливаются и начинают доминировать. Все это свидетельствует о
лабильности и динамизме типологических особенностей конкретного объединения нетрадиционной
религиозности.

Типологическая неоднозначность нетрадиционных религий
наглядно проявляется при рассмотрении новых религий, особенно в тех случаях,
когда речь идет о бывших новых религиозных движениях, находящихся в процессе
адаптации к окружающему их обществу.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ