4.6. Типы духовной культуры :: vuzlib.su

4.6. Типы духовной культуры :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.6. Типы духовной культуры

.

4.6. Типы духовной культуры

Так же, как и материальные типы культуры, многообразны типы
духовной культуры.

Если мы посмотрим на структуру духовной жизни общества или
сознания отдельного человека, то наряду с различиями, мы можем обнаружить два
уровня:

первый складывается из социально-психических компонентов —
эмоций, чувств, переживаний, настроений, образующих чувственную сторону
культуры;

второй уровень складывается из различного рода идей,
идеалов, представлений, суждений, образующих рациональную сторону культуры.

В своё время известный философ Фридрих Ницше выделил
«дионисийское» и «аполлоновское» начала в культуре. С
известной долей упрощения мы можем их отождествить с чувствами и рациональными
компонентами культуры. В любой культуре эти два компонента находятся в единстве:
следя за игрой артиста, мы не только сопереживаем ему, но и раздумываем о том
мире чувств, эмоций, идей, которые он нам представил, то есть воспринимаем игру
на сцене рационально.

Отмечена исторически длительная тенденция возрастания роли
рациональных компонентов в культуре и уменьшения психических, чувственных.
Общественная жизнь усложняется, она требует своего регулирования, всё более
сложные механизмы обслуживает человек и т. п., всё это требует рациональных,
разумных действий. Мы можем отметить, что жизнь примитивного общества была
более «психической», чем рациональной, в ней большую роль играли
чувственные, эмоциональные моменты культуры. По мере же развития общества и
человека над его чувственной стороной надстраивается рациональная культура, регулирующая,
подчиняющая, контролирующая мир чувств.

Наука выделяет два вида развития человека: его филогенез —
это процесс развития человека как рода, то есть всего человечества, и онтогенез
— процесс развития отдельного человека от его зарождения до смерти. Было
отмечено, что онтогенез во многом, но не во всем, повторяет некоторые черты
филогенеза. В частности, поведение детей всегда более эмоционально, чем
взрослых. В культуре детей, как и в ранних формах культуры, преобладают
эмоциональные факторы, они доминируют над рациональными. И по мере своего
взросления человек вырабатывает в себе привычку подчинять, контролировать своё
поведение, свои чувства с помощью рациональных регуляторов. По мере развития
отдельного человека и общества в целом, роль рациональных компонентов культуры
возрастает.

Этот процесс не происходит автоматически: мы можем получить
и излишне «старческих» детей и «инфантильных» взрослых,
ведущих себя безответственно, как дети. И та и другая крайности нежелательны в
общественной жизни: у Юрия Олеши есть «Сказка о потерянном времени»,
где в шутливой манере рассказывается о подростках, вдруг превратившихся в
стариков, и о стариках, на время ставших детьми. Но то сказка, хуже, когда
такая ситуация складывается в действительности.

Мы должны отметить ещё одну закономерность. В зависимости от
состояния общества — находится ли оно на стадии подъёма или упадка — в нём
преобладает «аполлоновское» или «дионисийское» начало в
культуре. В условиях распада устоявшихся связей, традиций, норм рациональные
формы культуры перестают восприниматься. Чтобы привлечь внимание зрителя,
художник, артист, писатель вынужден прибегать к таким формам творчества,
которые могли бы остановить прохожего, заинтересовать его, воздействовать на
его чувственные компоненты, затронуть самые глубины его психики. И наоборот,
преодолев спад, выйдя на линию подъёма, культура начинает сторониться своих
чувственных компонентов, прибегая к рациональным формам своего бытия.

Особенно заметна эта тенденция на примере культуры
постсоветской России. В 90е гг. в особую моду вошли разного рода экстрасенсы,
колдуны, астрологи, «народные целители» и прочие творцы и носители
иррациональной, мистической, эмоционально-чувственной составляющей в культуре.
А вот по мере «выздоровления» общества интерес к ним уменьшается и
сходит к минимуму. Но в чём-то схожую ситуацию мы наблюдаем и в начале ХХ века,
после поражения первой русской революции. Здесь также на определённое время
получает своё развитие «дионисийское» начало в культуре.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ