С :: vuzlib.su

С :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


С

.

С

СAPTP Жан Поль (1905—1980) — французский философ и писа­тель,
представитель экзистенциализма. Основные проблемы его фи­лософских размышлений
— суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности,
специфичность человеческого су­ществования как «принципиальной неполноты» и
самосознатель­ности, случайность нашего бытия в мире, проблема открытости и
«событийности историй» и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы
воли, в трактовке которой он проявил явный мак­симализм, считая, что каждый
человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится.

Сартра волнуют проблемы человеческого сознания и психики.
Воображение он рассматривает как средство отрыва сознания от мира и как
полагание несуществующего. Самосознание трактует как некую «прозрачность» для
субъекта сознания. Сартр впадает в пре­увеличение возможностей человека, исходя
из того, будто бы он постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей и
что ему ничего не дано и он сам должен постоянно встраивать свою фактичность в
свой универсум.

В мировоззрении Сартра причудливо смешиваются гуманизм,
демократизм и левый экстремизм, а также марксизм и экзистенциа­лизм.

Сартр отрицает что-либо, стоящее над экзистенциальностью и
придающее ей смысл. Человеческому существованию принадлежат страх,
неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни. Человек брошен в эту
мутную бессмысленность существования: и все же лишь в этом мире отрицательного,
бессмысленного он может до­биться свободы, не зависеть ни от кого и ни от чего.
«Бытию-в-себе-вещей» противостоит «для-себя-бытие-человека» — их разделяет
ничто, небытие. Сущность человека — то, что он умеет делать из свое­го
существования во встречающихся ему ситуациях. Его «для-себя-бытие» заключается
в постоянном проектировании своей самости.

Человек существует, лишь поскольку он свободно выбирает. Лю­бовь,
половая страсть, мазохизм, садизм, ненависть, равнодушие — все это отчаянные попытки
скрыться от безжалостной свободы, со­четать браком «для-себя-бытие» с
«бытием-в-себе».

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа (1760—1825) — граф,
французский социальный мыслитель-гуманист.

Выдвинул идею закономерности исторического процесса,
порожденную опытом революционных событий и освещенную достижениями
естествознания. Идея закономерности — основной стержень всей его
социально-философской системы, а детерминизм — руководящий философский принцип
его методологии. Он исходил из того, что идея закономерности и принцип
детерминизма, так эффективно применяемый в естествознании, должны быть
использованы и в сфере социального познания. По Сен-Симону, существуют непре­ложные
законы жизни человечества, которые должны быть научно познаны, поскольку знание
их дает возможность предвидения в об­ласти общественных явлений; это высшие
законы: они господству­ют над всем, люди для них — своего рода орудия.

С идеей закономерности и исторического детерминизма тесно
связана идея исторического прогресса — поступательного движения от низших
общественных форм к высшим, проходящее различные иерархические ступени. Каждая
последующая общественная систе­ма — шаг вперед в развитии общества.

Прогресс общества Сен-Симон делит на эпохи органические и
критические. Органические эпохи являют собой зрелище единения членов все более
и более расширяющихся ассоциаций, где право на возвышение дают одни лишь личные
заслуги. Они вызывают сочетание усилий для достижения общей цели. Напротив,
критические эпохи — это эпохи неурядиц. Они разбивают старые социальные от­ношения
и в конце концов приводят к всеобъемлющему эгоизму. Но эти эпохи по-своему
полезны и исторически необходимы, разрушая устаревшие формы.

В рамках концепции исторического прогресса Сен-Симон мыс­лил
три вторичных ряда, отвечающих трем родам человеческой ак­тивности: чувству,
интеллекту и материальной деятельности. Пер­вый ряд охватывает все факты
развития человеческих симпатий. Второй ряд — ступени непрерывного прогресса
наук. Третий — ма­териальная деятельность, производство, практика.

Идеал общественного устройства виделся ему таким: должен
быть введен обязательный для всех производительный труд, откры­ты равные для
всех возможности применения способностей и со­ответственно введено
распределение по принципу: «Каждому по его способностям, каждой способности по
ее делам». Государственная власть должна быть превращена в орудие разумно
организованного регулирования. В дальнейшем должна сформироваться всемирная
ассоциация народов и произойти установление всеобщего мира. При этом в разумном
обществе сохраняются частная собственность, классы предпринимателей и рабочих,
прибыль, т.е. рыночные отно­шения; он нигде не утверждает необходимость
обобществления средств производства.

В своем понимании общественной жизни Сен-Симон сочетал
религиозные воззрения с принципами историзма, социальной справедливости и
глубокого гуманизма.

СЕНЕКА (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) — мыслитель, писатель,
государственный деятель Древнего Рима, стоик. Высшей ценностью считал свободу.
Проповедовал покорность, выносливость, стойкое перене­сение жизненных невзгод.
Злу не следует сопротивляться; его надо понимать и спокойно пребывать в его
смысловой текучести.

СКОТ Иоанн Дунс (ок. 1265—1308) — мыслитель средневековья.
Считал, что предмет богословия — Бог, а предмет философии (или метафизики) —
бытие. Философия может постигать Бога не в каче­стве Бога, а лишь в качестве
бытия. Однако в этом смысле фило­софское познание Бога ограничено.

В телесных вещах материя характеризуется изначальной
неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными фор­мами она способна
принимать конкретные способы бытия, или мо­дусы. Душа, считал мыслитель, едина,
и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов,
на которые они направлены.

В учении о познании Скот подчеркивал активность познаватель­ной
деятельности: знание складывается и из того, что идет от нас, и из того, что
идет от познаваемого предмета.

СОКРАТ (469—399 до н.э.) — великий древнегреческий философ.
Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использовани­ем индуктивных
доказательств. Один из родоначальников диалек­тики.

Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как
мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые
поставив в центр философствования человека, его сущ­ность, внутренние
противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского
сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством
самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение
дельфийско­го оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии —
восстановить авторитет знания, поколебленный софистами.

Сократ одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как
самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем
бытие воспринимаемого мира. Рассматривая фе­номен души, Сократ исходил из
признания ее бессмертия, что увя­зывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма,
утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знаю­щий, что такое
добро, не станет поступать дурно.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении,
что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опыт­ным, честным,
справедливым, порядочным и непременно обладаю­щим искусством государственного
управления.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — мыслитель России.
Первым в России создал оригинальную философскую систему.

Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является
Бог. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божествен­ным единством.
Все материальное одухотворено божественным на­чалом, выступающим в качестве
мировой души, или Софии, т.е. смысло-наполненностью вещей и событий, что
связано с идеей творческого мастерства. Стержневым принципом философии Со­ловьева
является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как
проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства.
Из этого вытекает прин­цип: Абсолютное осуществляет благо через истину в
красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое
единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эго­изма.

Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или
воплощение абсолютно-сущего, — это тело Божие или материя Бо­жества,
субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства;
посредником между Богом и сущим высту­пала София — Мудрость Божия. Призванием
человека, который яв­ляется «центром всеобщего сознания природы», выступает его
мес­сианская по отношению к природе роль — роль ее освободителя и спасителя
(«теурга»). Именно человечество является посредником между Божеством и
природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего
посреднического положения че­ловек призван видоизменить природу до ее одухотворения,
совер­шенной интеграции. Отсюда цель мировой истории — единство Бога и
внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл
личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами,
реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.

В обществе идея всеединства раскрывается как
богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе
все национальности, снимающая все социальные противоре­чия и способствующая
установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный
нравственный порядок». Зало­гом установления такого всеединства является
объединение запад­ной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев
утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная
личность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы со­вершенного добра
открывает христианство. Требования добра не­обходимы в политике, экономике и
вообще во всех сферах социума.

Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философ­ской
и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования,
единения западной и восточной культур­ных традиций.

СОЛОН — один из семи древнегреческих мудрецов (по Диогену
Лаэрцию). Ему принадлежат изречения:

Избегай удовольствия, рождающего страдания.

Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши
отвергнуть.

Научившись подчиняться, научишься управлять.

О тайном догадывайся по явному.

Никогда не слишком.

СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — английский философ и социолог,
один из основоположников позитивизма, родоначальник органи­ческой школы в
социологии. Идея историзма, на которую он опи­рался в своей философии,
применительно к социологии предстала как идея органической эволюции. Трактуя
общество как организм по аналогии с биологическим организмом, он истолковывал
клас­совое строение общества, наличие в нем различных институтов по аналогии с
органами организма. Основным законом социальной эво­люции Спенсер считал выживание
наиболее приспособленного об­щества, каковым, с его точки зрения, выступало
общество, разде­ленное на классы. Отрицал социализм и революцию, считал послед­нюю
болезнью общества.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632—1677) — великий нидерландский
философ. Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания
субстанция, которая является причиной самой себя (causa sui) и не нуждается ни
в каких других причинах. Бог Спинозы неот­делим от природы и не носит характера
личности. Бог есть бесконеч­ное существо, имеющее бесконечное множество
атрибутов.

Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутрен­них
законов единой субстанции, — единственный принцип мирово­го порядка. Единая
субстанция обладает двумя познаваемыми атри­бутами, т.е. неотъемлемыми
свойствами, — протяжением и мышле­нием. Наряду с протяжением материя способна
мыслить; челове­ческое мышление — лишь частный случай мышления вообще. Мыш­ление
трактовалось им как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм
Спинозы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь
идей те же, что порядок и связь вещей. И те, и другие суть только следствия
божественной сущности. Мера совершенства мышления определяется мерой его
согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются
верно познанные общие формы и законы мира. Понимать вещь — значит видеть за ее
индивидуальностью универ­сальный элемент, идти от модуса к субстанции.

Огромное достоинство философии Спинозы заключается в
обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям
свойственно диалектическое понимание мира, а именно: един­ство конечного и
бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ