Ш :: vuzlib.su

Ш :: vuzlib.su

68
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Ш

.

Ш

ШЕЛEP Макс (1874—1928) — немецкий философ, один из
основоположников философской антропологии, социологии и аксиологии. По Шелеру,
формирование преимущественно экономических форм контроля в современном обществе
ведет к господству науч­но-технических форм познания, враждебных реализации
иерархи­чески более высоких ценностей.

Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел
различие между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными»:
относительны не ценности как таковые, а их историчес­кие формы. Шелер
противопоставил логике интеллекта логику чув­ства; последнее он истолковывал
как интенциональный акт, с помо­щью которого осуществляется познание ценности.
Любовь, по Ше­леру, — это акт духовного восхождения, который сопровождается
мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том,
что она может быть направлена лишь на лич­ность как носителя ценности, но не на
ценность как таковую. Под­линная симпатия есть соучастие в жизни другого, не
нарушающее его истинной экзистенции.

По Шелеру, три основные формы познания — научная, философ­ская
и религиозная — не являются стадиями культурно-историчес­кого развития, как полагал,
например, О. Конт, но пребывают в раз­личных состояниях во всех формах
культуры. Для него характерен дуализм мира ценностей как идеальных заданий и
наличного реаль­ного бытия.

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — представитель
немецкой классической философии. По Шеллингу, если в человеке духовное начало
осознает себя, то в природе оно бессознательно. Движение от бессознательной
духовности природно-сущего к созна­нию проходит ряд прогрессирующих ступеней.

Природа, в понимании Шеллинга, представляется как силовое
динамическое единство противоположностей. В основе раздвоения на них лежит
изначальная единая сила: природа — космический ор­ганизм, обладающий «мировой
душой».

В вопросе о переходе бессознательно-духовного в объектив­ное
Шеллинг исходит из субъективного Я, полагая его как нечто первичное, а из него
выводится объективное. Внутренним актом субъективного является
«интеллектуальная интуиция». По Шеллингу, формы разумного познания — не
умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в
интеллектуальном созерцании-ин­туиции. Субъектом такого постижения сущего может
быть не просто рассудок, а лишь философский и художественный гений.

Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным
было понятие абсолютного разума, в котором субъективное и объ­ективное
тождественны. Природа каждой вещи определяется пере­весом в ней субъекта или
объекта, иначе говоря, — степенью Абсо­люта. При этом развитие характеризуется
как целесообразное: на одном полюсе — материя, а на другом — истина познания.
По Шел­лингу, идея абсолютного тождества восходит к самосознанию еди­ного —
Бога. Он и есть разум.

Шеллинг большое внимание уделял идее свободы, которую увя­зывал
с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для которой одинаково возможны то и
другое: человек стоит перед выбором.

ШЕСТОВ Лев (ШВАРЦМАН Лев Исаакович) (1866—1938) — философ,
литератор. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека, он
обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной
истине и свободе.

ШИЛЛЕР Иоганн Фридрих (1759—1805) — немецкий поэт-романтик,
просветитель, автор теории эстетического воспитания, в которой он видел способ
достижения справедливого общественного устрой­ства.

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772—1829) — немецкий философствующий романтик,
теоретик культуры. Ему принадлежит учение о романти­ческой иронии.

ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих (1768—1834) — немецкий теолог и фило­соф,
романтик. Определял религию как внутреннее переживание, чувство зависимости от
бесконечного. Переводчик Платона. В этом качестве выдвинул ряд основопрлагающих
идей герменевтики.

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) — немецкий
философ-иррационалист, тяготел к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр
оспаривал само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности
человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Его
бессознательное — универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким
рациональным ме­тодам исследования. Интеллект, сам того не сознавая, функциони­рует
не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, ко­торая признается
единой энергетической основой всех личных воль и самого объективного мира: для
него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя.
Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически
громадная воля, кото­рая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир —
только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история
бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена по­жирать самое
себя, так как кроме нее ничего нет. Проявления воли, т.е. хотения, желания,
мотивы, побуждения человека к действию и сами процессы его осуществления
специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер
реализации дейст­вия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в свобод­ное
хотение, т.е. абсолютизировал ее, превратив из составляющей духа в
самодостаточное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и
представление. Таким образом, волюнтаризм являет­ся основным и универсальным
принципом всей философии мысли­теля.

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познавае­мость
«вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представ­лении. Познание
осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное.
Интуиция — это первый и важней­ший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном
счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может
быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и интересам
воли.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание прису­ще
жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не
положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым
должны последовать новое страдание либо томительная скука. Из признания
доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего
этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим
страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого —
переход к полному аскетизму.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880—1936) — немецкий философ истории.
Считал, что прогресс и цели человечества — лишь субъективные представления
обывателей. По Шпенглеру, всемирная история яв­ляется существованием и
чередованием различных культур, каждая из которых имеет свою особую «душу».
Культуры — это своего рода живые организмы, живущие под знаком подъема и
упадка, роста и увядания, юности и старости. По Шпенглеру, восемь великих куль­тур
являются носительницами всемирной истории: египетская, ва­вилонская, индийская,
китайская, мексиканская, античная, магичес­кая (арабская) и европейская,
«фаустовская» культура. Все они имеют схожее строение, развитие и равную
длительность. У этих культур есть свои эпохи расцвета, и все они «впадают» в
эпоху окос­тенения, цивилизации, когда невозможны какие-либо великие тво­рения
науки, искусства, религии, а происходит лишь созидание тех­ники и организации.

Шпенглер делает прогноз и для европейской культуры, вступив­шей
в период цивилизации, где преобладают рационализм, перена­сыщенность техникой,
рост больших городов, демократия, космо­политизм и пацифизм — признаки упадка,
а мрачный скептицизм является для нее единственно возможной философией.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТакси в Москве
Следующая статьяТ. ГОББС :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ