И. В. гёте :: vuzlib.su

И. В. гёте :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


И. В. гёте

.

И. В. гёте

В сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий
рассудок на туманном языке…

Каждому возрасту человека соответствует известная филосо­фия.
Ребенок является реалистом: он также убежден в существо­вании груш и яблок, как
и в своем собственном. Юноша, обуревае­мый внутренними страстями, должен
следить за собою. Забегая со своим чувством вперед, он превращается в
идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Он хорошо делает,
когда сомневается, надлежащее ли средство выбрал он для своей цели. Перед
поступком и во время поступка у него все основания сохранять подвижность
рассудка, чтобы не сетовать потом на не правильный выбор. Старик же всегда
будет тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая:
неразумное удает­ся, разумное идет прахом, счастье и несчастье неожиданно
уравно­вешивают друг друга. Так есть, так было,— и преклонный возраст находит
успокоение в Том 12, который был, и есть, и будет…

От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно
ожидать от него философского образования, достаточного для того, чтобы
основательно отличать себя от мира и снова соеди­няться с ним в высшем смысле.
Он должен образовать себе метод, согласный с наглядным представлением; он
должен остерегаться превращать наглядное представление в понятие, понятия в
слова и обходиться с этими словами так, словно это предметы; он должен быть
знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской
области.

От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не
менее его воздействие на область физики и необходимо, и жела­тельно. Для этого
ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти
частности сходятся.

Худшее, что только может постигнуть физику, как и некото­рые
иные науки, получается тогда, когда производное считают за первоначальное, и
так как второе не могут вывести из первого, то пытаются объяснить его первым.
Благодаря этому возникает бесконечная путаница, суесловие и постоянные усилия
искать и находить лазейки, как только покажется где-нибудь истина, грозя
приобрести власть.

Между тем как наблюдатель, естествоиспытатель бьется, таким
образом, с явлениями, которые всегда противоречат мнению, фило­соф может
оперировать в своей сфере и с ложным результатом, так как нет столь ложного
результата, чтобы его нельзя было, как форму без всякого содержания, так или
иначе пустить в ход…

Но если физик в состоянии дойти до познания того, что мы
назвали первичным феноменом,— он обеспечен, а с ним и философ. Физик — так как
он убеждается, что достиг границы своей науки, что он находится на той
эмпирической высоте, откуда он, огля­дываясь назад, может обозревать опыт на
всех его ступенях, а оборачиваясь вперед, если не вступать, то заглядывать в
цар­ство теории. Философ обеспечен потому, что из рук физика он принимает то
последнее, что у него становится первым. Теперь он имеет право не заботиться о
явлении, если понимать под последним все производное, как его можно найти в
научно сопоставленном материале, или как оно в рассеянном и спутанном виде
предстает перед нашими чувствами в эмпирических случаях. Если же он кочет
пробежать и этот путь и не отказывается кинуть взгляд на единичное, он сделает
это с удобством, тогда как при иной обработке он либо чересчур долго
задерживается в промежуточ­ных областях, либо слишком долго заглядывает туда,
не получая о них точного знания.

Гёте И. В. Избранные философские произведения. М.. 1964. С.
.150, 369. 136—137

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ