ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Ф. ШЛЕГЕЛЬ
.
Ф. ШЛЕГЕЛЬ
Основной пункт при исследовании отношения философии к
истории — это вопрос о свободе.
Как во всей истории, так и в истории человека мы обнаруживаем
известную закономерность в развитии; как соединить ее со свободой, которой она,
по видимости, совершенно противоречит?
Прежде всего здесь нужно напомнить, что закономерность не
исключает совершенно свободы, но речь может идти только о подчинении одной из
них другой, и наша идеалистическая философия должна отдать первенство свободе.
Нет абсолютных законов, однако философия должна признать значимость законов для
всех форм и развитии, кроме первоначала. Чем дальше зашло развитие, тем более
возрастает закономерность; однако закон как средство к высшей цели модифицируется
по мере приближения к ней и полностью отпадает по ее достижении…
Земные создания человека, естественно, связаны законами
земного развития, однако и здесь имеется большая свобода. Это станет яснее
всего, если мы посмотрим на те явления истории человека и его духа, которые
ближе всего нам и известнее всего. Каждое произведение духа носит характер
своего времени. Отдельный человек никогда не может полностью отрешиться от
своей эпохи, но он может возвыситься над ней, он не связан с движением своего
времени неизменной необходимостью, и так и должно быть, ибо это была бы дурная
свобода, если бы люди не обладали способностью создать ее для себя. В целом,
следовательно, свобода человека обеспечена наряду со всеобщими законами
истории, ибо последние не имеют абсолютной значимости для отдельного человека.
Внутренняя же деятельность человека, не проявляющаяся внешне, стремящаяся в
совсем иной мир, совершенно не связана законами, земного развития. Внутренняя
свобода всегда остается у человека.
Шлегель Ф. Развитие философии в двенадцати книгах/
/Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М.. 1983. Т. 2. С. 189—190
.