МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ :: vuzlib.su

МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

.

МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Однако такого рода характеристики оказываются действенными
не всегда. При возникновении социальных обстоятельств «особого рода» (например,
при уменьшении, по каким-либо причинам, влияния принадлежности людей к
классическим группам) такое массовое сознание приобретает ведущую роль.
Согласно данной логике, при рассмотрении массового сознания с точки зрения
особенностей его субъекта («носителя»), в качестве специфических признаков
выделяются качества, соответствующие массе. Ведь массовое сознание — это
сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отраже­ния
действующих в значительных масштабах и урав­нивающих в чем-то людей
обстоятельств.

Массы как носители массового сознания опреде­ляются с
социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие)
социаль­ные общности, вероятностные по своей природе, ге­терогенные по составу
и статистические по формам выражения (функционирования)». При определенной
психологической неполноте, данное определение по­зволяет четко разграничить
массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важ­ных
качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков.
Соответственно, массы делятся на:

большие и малые;

устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые
(импульсные);

сгруппированные и несгруппированные, упоря­доченные или
неупорядоченные в пространстве;

контактные и неконтактные (дисперсные);

спонтанные, стихийно возникающие, и специ­ально
организуемые;

социально однородные и неоднородные.

Однако это — теоретическое разделение. В политической
практике, особые виды и разно­видности масс выделял В.И. Ленин, исходя из
реалий борьбы за власть в России в начале XX века. Во-пер­вых, он различал
прогрессивные, или революционные массы в противоположность консервативным,
реакционным, или антиреволюционным, а также нейтраль­ные, неопределившиеся
массы. Во-вторых, в его ра­ботах присутствуют массы активные, действующие,
борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих,
выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные,
неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы
решительные и не­решительные; экстремистские и робкие; и т. д. и т. п.

При всей образности и неаналитичности таких харак­теристик,
они были достаточны для принятия полити­ческих решений и осуществления
эффективных, на определенных этапах, политических действий. Оце­ним уровень
анализа более поздних лет. 26 ноября 1926 г. Л.Д. Троцкий писал в дневнике: «Октябрьская революция больше, чем какая бы то ни было другая пробудила
величайшие надежды и страсти народных масс… Но в то же время масса увидела на
опыте край­нюю медлительность процесса улучшения…она стала осторожнее,
скептичнее откликаться на революцион­ные лозунги… Такое настроение,
сложившееся после гражданской войны, является основным политическим фоном картины
жизни. На это настроение опирается бюрократизм, как элемент «порядка» и
«спокойствия». Об это настроение разбились попытки оппозиции по­ставить перед
партией новые вопросы»,

Конкретные наблюдения и эмпирические исследо­вания позволяют
прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на
практике. Во-первых, это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: «Толпа
— понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы
приходим к по­нятию социальной массы».

Во-вторых, это так называемая «собранная публи­ка» — от
зрителей в театре до участников политиче­ских митингов: «скопление некоторого
количества людей, испытывающих сходное ожидание определен­ных переживаний или
интересующихся одним и тем же предметом… сходство установок, ориентации и
готовности к действию — основа объединения публи­ки. …под влиянием
воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка,
лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие
реакции».

Наконец, в-третьих, это «несобранная публика», к которой
относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической
рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров совре­менной
музыки. «Несобранная публика — это лищь «поляризованная масса», то есть большое
число людей мышление и интересы которых ориентированы иден­тичными стимулами в
одном направлении, людей, про­живающих не «друг с другом», а «друг около
друга».

Все остальные виды масс носят еще более слож­ный и менее
конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология
масс так устроена, что то, что сегодня существует в виде совер­шенно
виртуальных образований (скажем, массы «на­селения мятежной территории»), уже
завтра может обернуться толпами погромщиков или «восставшими массами».

О тотально-массовом, в рамках всего общества массовом
сознании можно говорить, лишь подразуме­вая какое-то конкретное явление,
всеобъемлюще за­хватывающее практически всех членов общества и приводящее их в
том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого
рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации
производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей
психи­ки людей в ходе массовой промышленной революции. Аналогичные реакции и
последствия вызывают подчас глобальные катастрофы, прямо или косвенно вовле­кающие
подавляющее большинство членов общества. Специфическими примерами формирования
массово­го сознания является также действие средств массо­вой коммуникации и
пропаганды. В чисто полити­ческом выражении, можно привести примеры
действительно массовой любви к вождям — например, к И. Сталину в СССР и А.
Гитлеру в Германии, стано­вившихся стержнем массового сознания. В целом, в
ситуациях названного типа доминирующим содержа­нием сознания значительных масс
людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с одним И тем же — это
и составляет содержание массового соз­нания на данный момент,

Среди качеств массы в качестве важнейших рас­сматриваются
следующие. Во-первых, это статистичность— то есть, аморфность массы, ее
несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному
образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее
стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ,
неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении.
В-треть­их ситуативность, временность ее существования. На­конец, в-четвертых,
выраженная гетерогенность, раз­нородность состава массы.

С учетом совокупности этих качеств, массовое сознание,
говоря несколько метафорически, приобре­тает особый статус. Это своего рода вне
структурный «архипелаг» в социально-групповой структуре обще­ственного
сознания, образование не устойчивое, а как бы «плавающее» в составе более
широкого целого. Сегодня архипелаг может включать одни острова, а завтра — уже
другие. Это особого рода, как бы «экс-групповое» сознание Оно представляет
собой ситуа­тивное производное от общественного сознания, трак­туемого как
совокупность сознании основных групп, образующих социальную структуру общества,
но с уже упоминавшимися «сломанными» внутри такого сознания перегородками.

С содержательной точки зрения, в массовом соз­нании
запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения,
разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам
совокупностью индивидов — массой.

Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и
совместного восприятия ими социаль­но-политической информации (скажем, в ходе
поли­тического митинга). Согласно такому взгляду, массо­вое сознание отличает,
во-первых, обще-социальная, а не только групповая типичность всех образующих
его компонентов. Во-вторых, его отличает их обще­социальное признание, санкционированность
той или иной достаточно массовой общностью. В этом смыс­ле, массовое сознание
представляет собой надындиви­дуальное и надгрупповое по содержанию, но индиви­дуальное
по форме функционирования сознание. Хотя кассовое сознание и реализуется в
массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания,
с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для
зарождения и функционирования массового сознания как такового совершенно не
обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно
принято считать обязательным для появления группо­вого сознания.

Содержание массового сознания может быть оп­ределено
практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные
варианты воз­никновения тех или иных значительных масс людей в рамках как
отдельного общества, так и человеческой истории в целом. Это едва ли
продуктивная задача. Однако именно по содержанию, в первую очередь выделяется
массовое политическое сознание как осо­бый вид массового сознания, превращающий
массы в особый субъект политического действия.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ