НАСТРОЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ :: vuzlib.su

НАСТРОЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ :: vuzlib.su

99
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


НАСТРОЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

.

НАСТРОЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Оттолкнемся от результатов общепсихологическо­го анализа
природы настроений на уровне отдельного индивида— тогда яснее станут варианты
социально-психологического понимания массовых, прежде всего общественных
настроений, а также различные подхо­ды к выработке политико-психологического
видения массовых настроений,

В рамках общей психологии индивидуальные на­строения
рассматривались с разных точек зрения. Долгое время доминировали психофизиологические
акценты, при которых настроения оказывались «аб­стракцией от однородных
чувственных тонов пред­ставлений и ощущений» или «выражением корково­го
самочувствия». С другой стороны, умножались описания «специфических
настроений», выражавших «особенности тех или иных народов». Одно из наибо­лее
точных психологических описаний настроения дал А.Н. Леонтьев: «День,
наполненный множеством собы­тий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее мо­жет
испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный осадок. На фоне
забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, ко­гда человек
как бы оглядывается и мысленно переби­рает впечатления прожитого дня. И вот в
ту минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение
приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий
на то, что именно данное событие и оставило у него эмоцио­нальный осадок».

Современная общая психология определяет на­строение как
определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий
на их субъективное переживание. В рамках деятельностной трактовки в
отечественной психологии это — выс­ший уровень субъективного осмысливания (как
про­цесса наделения субъективными смыслами) чего-то объективного. Это своего
рода «пред-сознание», «чув­ственная подкладка», «ближайший резерв» сознания
один из сильнейших регуляторов субъективной психи­ческой жизни. В основе
настроений, с данной точки зрения, лежат потребности человека; это особая сиг­нальная
реакция, указывающая на расхождение пот­ребностей с реальными условиями жизни и
возможно­стями индивида. Сходных взглядов придерживаются и другие направления.
Так, в школе топологической пси­хологии К. Левина было введено понятие
«притязания». Этот порождаемый потребностями фактор определя­ет настроенность
субъекта на успех или неудачу дей­ствий, в том числе социально-политической
направ­ленности. В целом, в общепсихологическом ракурсе настроения хорошо
исследованы прежде всего как мотивационный фактор индивидуального поведения.

В социально-психологических направлениях главным было
установление собственно социальной спе­цифики тех или иных настроений. Западные
исследо­ватели по преимуществу связывали ее с социальным поведением индивида и
его влиянием на общество. Так, М. Дойч объяснял социальную апатию, как
результат переживания индивидами субъективной вероятности неудачи перед лицом
сложных социально-политиче­ских проблем и, соответственно, снижения уров­ня
притязаний, не оставляющего надежд на успех в революционной борьбе.
Отечественные исследовате­ли, напротив, в основном искали социальную при­роду
настроений во влиянии общества на челове­ка, рассматривая этот вопрос с трех
основных точек зрения.

Во-первых, социальные по генезису настроения, охватывающие
те или иные социальные группы и слои, представлялись итогом социализации
субъекта таких настроений, следствием его принадлежности к опре­деленной
группе, слою или социально-политической системе. В этом русле настроения
рассматривались как особое «сопереживание» (совместное переживание) людьми
проблем той общности, членами которой они являются. Так в отечественной
социальной психологии и возникло пресловутое «общественное настроение», которое
оказывалось одновременно и эмоциональным отражением, и нормативным отношением,
существующем в обществе. В такой трактовке общественные настроения были как бы
предписаны субъекту социаль­но-классовой природой общества и носили ролевой ха­рактер:
он должен был испытывать их почти в обязате­льном порядке как член той или иной
группы, слоя, организации.

Во-вторых, настроения рассматривались как соци­альные по
своему содержанию. Исходя из мысли Г.В. Плеханова о том, что «всякая данная
«идеология»… выражает собой стремления и настроения данного общества или…
общественного класса», обществен­ные настроения трактовались в социологически
ори­ентированной отечественной социальной психологии как особые, не связанные с
индивидуальными явле­ния, определяемые идеологическими факторами. Это усиливало
их нормативно-заданный характер.

В-третьих, настроения рассматривались рядом отечественных
направлений как социальные по своему субъекту. И тогда, в соответствии с общей
норматив­ной направленностью, они превращались в «настрое­ние всего общества»,
являющееся слагаемым некой «общественной атмосферы».

Теперь уже очевидно, что подобные обобщенно-социологические
взгляды вели к недооценке реальной роли и неточному пониманию природы массовых
на­строений, переживаемых людьми в социально-поли­тической жизни. В ней
сосуществуют «общественные настроения», но иного плана — представляющие со­бой
идеальные требования, которые предъявляет об­щественная система (включая
группу, организацию и т. п. — набор социальных ролей), и реальные массо­вые
настроения. Последние возникают и развивают­ся как специфические переживания
теми или иными множествами людей степени соответствия идеальных норм — реальным
жизненным возможностям их ове­ществления. Согласно отечественным вариантам
интеракционистского направления, усваивая «общест­венные настроения» на уровне
ролевых обязанностей, люди переживают их по-разному, в зависимости от того,
подкрепляются ли нормы и идеалы социально-по­литической системы условиями
непосредственного повседневного бытия людей. Так возникают реальные
социально-психологические настроения, особые состяния, «связанные с осуществлением
или неосуществимостью, с разными фазами борьбы за осуществление тех или иных
надежд и чаяний, помыслов и замы­слов», направленные позитивно или негативно по
от. ношению к социально-политическим условиям жизни. Такая направленность и
определяет социальный ха­рактер настроений.

Обобщая взгляды разных школ и направлений, можно заключить,
что с социально-психологической точки зрения настроения — это особый феномен,
сущ­ность которого состоит в переживании и наделении со стороны субъекта
определенным смыслом его принад­лежности к социальной системе. Они определяются
степенью идентификации себя с социальной ролью, а в конечном счете — с системой.
При такой трактовке настроения неизбежно приобретают социально-поли­тическую
окраску. Отражая степень удовлетворенно­сти общественно-политическими условиями
жизни, настроения приобретают специфическую политическую направленность и могут
становиться массовыми. Тогда они выходят за рамки социально-психологического на­правления
и нуждаются в специальном политико-психологическом изучении. Таким образом,
подойдя к пониманию роли настроений как фактора, опосредующего взаимоотношения
людей и социально-политиче­ской системы, связанного с мотивацией массового
поведения, социальная психология остановилась перед анализом их роли в
политической деятельности. Это является бесспорной прерогативой политической
пси­хологии.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ