3.7. Кратко о понятиях «политика» и «политическая система» :: vuzlib.su

3.7. Кратко о понятиях «политика» и «политическая система» :: vuzlib.su

107
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3.7. Кратко о понятиях «политика» и «политическая система»

.

3.7. Кратко о понятиях «политика» и «политическая система»

Политика – понятие, допускающее много различных определений.
Так, социолог и политолог Роберт Даль определял её как взаимоотношения,
включающие власть, господство или авторитет[29].
Классик Гарольд Лэссуэлл пикантно определил политику в названии своей книги 1936 г., звучавшем «Политика: Кто получает что, когда, как?». Сторонники биополитики в лице,
например, Питера Корнинга, опираются на эволюционно-биологические установки.
Так, П. Корнинг в книге «Гипотеза синэргизма» и в целом ряде более поздних
публикаций определяет политику как процесс управления, посредством которого
принимаются решения в контексте общественных (общих или перекрывающихся) целей,
а также процессы коммуникации (с обратной связью) и контроля, за счёт которых
реализуется целенаправленное социальное поведение. Такая дефиниция понятия «политика» достаточно близка ко взглядам  представителей так называемой системной
школы в политологии (Г. Алмонд, Д. Истон и др.), которые рассматривают
политические процессы и системы с кибернетической точки зрения, используя
характерные кибернетические термины, такие как «входы» и «выходы» энергии,
информации, «обратная связь» и др. Кибернетический подход и взгляды П. Корнинга
вполне согласуются с распространенным в политологии пониманием политической
системы как целостной упорядоченной совокупности политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации
общества, включающей организацию политической власти, отношения между обществом
и государством[30]. привожу упрощенную кибернетическую схему функционирования политической системы[31].

Не будем вдаваться в подробную характеристику элементов этой
схемы, большинство которых хотя бы интуитивно понятно для читателя, живущего в
современной политизированной России. Однако кратко пояним смысл ее отдельных
звеньев на примере первобытных общностей. Очевидно, что сообщества
охотников-собирателей уже имели многие элементы политики, поэтому заслуживают
название «протополитических систем». Они опирались на «исторические образцы» —
культурные традиции, отработанные веками технологии коллективной охоты,
собирательства, военных действий, священные ритуалы, которые связывались,
например, с заповедями мифических предков – тотемов. Имелись примитивная
«экономическая система» – «система коллективного выживания» (по П. Корнингу),
основанная на потреблении трофеев охоты и результатов собирания трав, кореньев,
дикорастущих плодов и «социальная система», о которой мы уже вели речь выше
(3.5.-3.6). «Система ценностей» — свод моральных заповедей и ритуальных норм
— имела религиозно-мифологическую основу, и ее оберегали существовавшие во
многих первобытных группах шаманы. Правда, элементы политики имелись не в
структурированном виде – не было политиков как особой профессии или касты; все
члены групп участвовали в принятии решений и контроле над их реализацией.
«Политические деятели» соответствовали групповым лидерам — вождям, шаманам и
др., которые, как мы уже выяснили, часто были лишены привилегий, их полномочия
носили частичный,  нередко временный, ситуационный характер. Не было «связанных
с политикой интститутов» типа нынешнего государственного аппарата, политических
партий, «групп давления и др.», однако «политические действия» уже
предпринимались, и важной целью их было поддержание «стабильности политической
системы» перед лицом изменчивых внешних условий, что обусловливало и
необходимость «изменений» в политической жизни и самой социальной организации.
Так, индейцы тропического пояса Южной Америки по-разному строят свою социальную
организацию в сухой и во влажный сезон, возможны и взаимпереходы между оседлым
и кочевым образом жизни (Salter, 1995). Стабилизация политической
(протополитической у охотников-собирателей) системы наряду с ее готовностью к
изменениям – результаты политической деятельности (рубрика «выходы» в
кибернетической схеме); они, несомннно, влияют на «исторические образцы», саму
«социальную систему», «экономическую систему», «систему ценностей»,
поименованные в кибернетической рубрике «входы»; влияние «выходов» на «входы»
обозначают в кибернетике как «обратную связь».

По убеждению П. Корнинга, Х. Блума и ряда других
биополитиков или их поклонников, политика имеет весьма значительную
эволюционную глубину. Вычлененные Корнингом элементы политики прослеживаются и
в биосоциальных системах (колониях, семьях и др.) различных видов живого.
Помимо этого, даже в рамках одного многоклеточного организма политические
теоретики от Аристотеля до Дойча не без основания сравнивали политические
системы с мозгом и нервной системой организма (можно было бы включить также
органы чувств, эндокринную систему и мускулатуру) как системы
внутриорганизменного контроля и коммуникации. Корнинг интерпретирует политику в
предельно широком смысле, прилагая его к любым биосоциальным системам. «Политика – это процесс, происходящий во всех случаях, когда два или более
индивидов собираются вместе, чтобы решить общую для всех проблему или
скоординировать свои усилия, направленные к единой цели, например воспитание
детенышей или ведение войны» (Corning, 1983, P. 7). В этой связи мы ниже
приводим для сопоставления обобщенную. Кибернетическую схему «биополитической
системы», которую можно вычленить в биосоциальных системах любых живых существ
(см. 5.14).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ