Лидерство как процесс (интеракционистский подход) :: vuzlib.su

Лидерство как процесс (интеракционистский подход) :: vuzlib.su

37
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Лидерство как процесс (интеракционистский подход)

.

Лидерство как процесс (интеракционистский подход)

Фактически во всех рассмотренных до сих пор подходах
лидерство рассматривалось статически, позиционно. Поэтому представляют
не-сомненный интерес те направления теоретического осмысления про-блемы, в
которых делается попытка динамического анализа лидер-ства как процесса.

Истоки подобного угла изучения данной области можно найти в
работах Е. Холландера, выполненных в 1969—1971 гг., а также в более поздних его
исследованиях, где лидерство уподобляется процессу об-мена, в котором лидеры и
последователи находятся во взаимозависи-мых отношениях и влияют друг на друга.

Существенным вкладом в развитие трансактного подхода стала
мо-дель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэсном и его коллегами.
Эти авторы ставят под вопрос общепринятое положение о том, что лидеры относятся
одинаково к различным последователям, которое имплицитно содержится в теориях
«наилучшего стиля лидер-ства». Лидер не обращается с группой как с чем-то
целостным, монолит-ным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в
диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными
последо-вателями отношения относительно независимы от отношений вне
рас-сматриваемой диады. Лидер не возвышается над группой последовате-лей, а
является одним из участников взаимодействия, входящих в диаду.

В данной модели выделяются два типа отношений лидера и
после-дователя: отношение к неформальному помощнику и отношение к обычному
члену группы. Их дифференцирует индикатор — «широта обсуждения», который
показывает, насколько лидер готов обсуждать проблемы последователя и открыт для
оказания ему индивидуализи-рованной помощи. Более предпочитаемые члены группы
получают лидерский стиль управления, в то время как другие воспринимаются менее
способными, и лидер во взаимодействии с ними использует начальственный стиль.
Когда в группе развиваются взаимоотношения первого типа, лидер во все большей
степени становится зависим от результатов переговоров с последователями, от
процесса взаимодей-ствия с каждым из них, и, следовательно, с этого момента его
лиди-рование определяется уже не столько формальной властью, связан-ной с
руководящей позицией, сколько межличностным обменом с последователями в рамках
диадного взаимодействия. Взаимный обмен стабилизируется во времени, становится
социальной структурой, ре-гулирующей как поведение лидера, так и поведение
последователя. Пока природа взаимосвязи не изменяется, поведение лидера и
после-дователя остается более понимаемым и предсказуемым для них обоих.

Данная модель была экспериментально проверена, и полученные
данные не смогли валидизировать основной конструкт модели — «ши-роту
переговоров» лидера с последователем. Поэтому наряду с воздей-ствиями лидера на
отдельных последователей в диадах было предложено выделять воздействия лидера,
нацеленные на группу в целом. Все чаще практические исследователи стали
обращать внимание на то, что необ-ходим пересмотр основных операциональных и
концептуальных конст-руктов этой модели с их дальнейшей экспериментальной
проверкой.

К лидерству как в высшей степени динамическому процессу
подхо-дят в своих работах Г. Зан и Г. Вулф. Они считают, что лидерство является
результатом взаимодействия между лидером и последователями. Это вза-имодействие
формирует их взаимоотношения. В исследовании взаимоот-ношений авторы выделяют
два измерения поведения: задачу и отноше-ния. Сфера задачи включает поведение,
осуществляемое индивидумом инициативно или в ответ на действия партнера по
взаимодействию и нацеленное на задачу. Сфера отношений составлена из
поведенческого ответа или инициативного поведения, относящегося к
экспрессивному (аффективному) измерению взаимодействий «лидер—последователь».
Как лидер, так и последователь могут игнорировать другого участника взаи-модействия
— осуществлять индифферентный ответ. Взаимодействие может «запускаться» и
лидером и последователем. Причем не так важ-но, кто является инициатором
взаимодействия, важно именно то, ка-кие между лидером и последователями
складываются взаимоотношения.

А. Ашур рассматривает два направления влияния лидера и
после-дователей и на ситуацию, в которой происходит взаимодействие. Ситу-ация в
значительной степени влияет на отношения между лидером и последователем, и
лидер может, манипулируя компонентами ситуации, оказывать воздействие на
взаимоотношения с последователями.

Роль ситуации во взаимодействии лидера с последователем
под-черкивается в модели «лидер — среда — последователь» Дж. Воффорда и Т.
Шринивазана, которые утверждают, что лидер влияет на мотива-цию последователей
и на их способность к выполнению задания через элементы ситуации, поэтому
необходим психологический анализ того, как взаимодействуют индивиды и элементы
ситуации. Исследования К. Грина и К. Шризхейма показывают, что действия последователей
оказывают существенное влияние на лидера.

Все эти мини-теории, объединенные в рамках
интеракционистс-кого направления, имеют многочисленные точки соприкосновения.
Во-первых, каждый представляет ситуацию, в которой происходит лидирование, как
динамический, эволюционный процесс. Лидер и последователь взаимодействуют в
определенном контексте, который должен быть понят и интерпретирован. Во-вторых,
каждая перспекти-ва прямо или косвенно признает интеракцию между лидером и
после-дователем, а также то, что это взаимодействие влияет на последую-щие
действия каждого из его участников. В-третьих, лидеры и последо-ватели являются
взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий.
Действие лидера или последователя осуществляется в ответ на предшествующие
ожидания и возможные реакции другого, которые, в свою очередь, определяются
предше-ствующим взаимодействием между ними.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ