ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов
.
4.3.5. Развитие и изменение социальных институтов
Развитие любого общества во многом осуществляется за счет
развития социальных институтов. Самый верный критерий зрелости общества —
многообразие и развитость существующих в нем социальных институтов, способных
надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные
потребности индивидов и социальных групп и эффективно регулировать их поведение.
Уже на ранних этапах развития общества началось формирование
социальных институтов (производственных организаций институтов, духовной
жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обусловил
и синкретичность первых институтов, выразившуюся в многофункциональности,
нерасчлененности их функций. «Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия
и прочие технические средства, производственный опыт и навыки, кооперация и
дифференциация труда), преобладание… живого труда над овеществленным,
привязанность производства к природным условиям… выступают причиной
присущего первобытному обществу синкретизма[59]
общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни,
слитности материального и духовного производства. Община — универсальный
институт, осуществляющий хозяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие
функции. Определяя собой все стороны общественной жизни,
материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов
деятельности. Кровнородственные отношения, связующие элементы социальной
структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются
синкретизмом» [163. С.340].
Данные этнографических исследований свидетельствуют, что
довольно скоро появились признаки распада синкретизма. Община, род и племя
начали разделяться, «в общине при всей ее универсальности на первый план все
больше выходит производственная деятельность, институты же рода и племени
берут на себя функцию межобщинного общения, в силу экзогамии к ним естественно
отходят и брачно-семейные отношения» [163. С.340]. Начинает складываться
тенденция усложнения общественной структуры.
Усложнение отношений внутри родов, племен, общин в
результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к
производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формированию
иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты
старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация
коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также
сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.
Дальнейшее развитие общества, «введение земледелия и
животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных людей. Внутри
общины, перерождающейся в соседскую, все большую хозяйственную самостоятельность
приобретает семья. Вместе с тем развиваются и усложняются формы кооперации
труда, являющиеся условием существования семейного хозяйства» [163. С. 344].
Это, в свою очередь, ведет «к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее
результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распределения
и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую
самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации
производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину» [163. С. 344]. Так
постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община
соседская, земледельческая община.
Зарождение системы социальных институтов началось в период
разложения первобытнообщинного строя и было связано с процессом общественного
разделения труда. Разделение труда привело к появлению и развитию частной
собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на
классы, что и обусловило необходимость появления таких социальных институтов,
основной функцией которых было осуществление классовых интересов и
потребностей, охрана существующего социального порядка.
Таким образом, уже на ранних этапах развития общества
появляется потребность в формировании механизмов управления социальными
процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их
предвестников на ранних ступенях первобытного общества выступали советы
старейшин, родоплеменные советы, народные собрания, функции которых еще не
были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жреческие
функции. В период становления классового общества формируется социальный
институт управления, обеспечивающий функционирование общества в целом, его общностей
и социальных групп в интересах господствующего класса, — государство.
В эпоху средневековья социальные институты выступали прежде
всего как средства закрепления отношений личной зависимости и внеэкономического
принуждения, «сращивания» политической власти и экономического господства, а
также обеспечения устойчивости социального целого, общества. Среди институтов
феодального владения можно отметить такие, как майорат, феод, иммунитет,
вотчина и др. В классовом обществе в этот период происходит выделение сословия
профессиональных служителей культа, возникают особые религиозные организации,
что ведет к становлению церкви, религии в качестве особого социального
института. Религия как социальный институт играла важную роль в интеграции
политически и экономически раздробленного общества. Она приобрела и начала
осуществлять нерелигиозные функции — политические, экономические (церковь была
крупным земельным собственником в этот период). Ей были полностью подчинены
наука, образование и искусство.
Становление капитализма привело к развитию целостной
системы социальных институтов, обеспечивающих функционирование разных сфер
общественной жизни: производство и потребление материальных благ, духовное
производство, распространение и потребление духовных ценностей и т.д. В это
время возникают институты науки, образования, искусства и т.д.
История появления и развития социальных институтов — это
история постепенного превращения социального института традиционного типа в
современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты
стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли
господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в
первобытном обществе, как уже было отмечено выше, особую роль играла семья, в
феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в
России после Октябрьской революции господствующее место занимали политические
институты, в первую очередь, Коммунистическая партия, а в капиталистическом
обществе особую роль играют экономические институты.
Развитие социальных институтов может осуществляться двумя
путями: 1) появление новых социальных институтов; 2) развитие и
совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Первый путь развития институтов в настоящее время характерен
для многих народов бывшего СССР, где создаются такие важнейшие институты, как
финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.
Второй путь — развитие и совершенствование уже сложившихся
социальных институтов — в свою очередь также может проходить по-разному: а) за
счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений.
Например, в настоящее время в рамках института здравоохранения появилась
тенденция к превращению наркологической службы в самостоятельный институт; б)
за счет перерегулирования социального института. В данном случае основные
участники институализированных социальных связей стремятся кардинально изменить
принципы регуляции, не уничтожая при этом сам институт, так как потребность в
нем сохраняется. Например, институт собственности в России. Многих в настоящее
время не устраивает моральное, материальное, юридическое регулирование их прав
и обязанностей, связанных с собственностью. Если раньше граждане не владели и
не распоряжались собственностью, но имели право на гарантированный минимум
уровня жизни, то сегодня часть населения уже хочет владеть, распоряжаться,
рисковать, имея при этом лишь только шанс жить зажиточно и независимо. А так
как не все население России не удовлетворено сложившейся системой регуляции,
поэтому становлению новых форм собственности ставятся всевозможные препоны и
препятствия [см.: 189. С.135-137].
В качестве другого наглядного примера можно взять институт
образования в постсоветском обществе, который после распада СССР стал нуждаться
в изменении самой концепции образования, создании новых учебных заведений, ином
выборе предметов и т.п., которые должны быть переориентированы на потребности
формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда.
В истории развития общества можно найти ряд примеров
эффективного, более-менее безболезненного реформирования социальных
институтов, но чаще всего такие реформы все-таки завершались революционными
событиями.
Следует отметить, что изменение каждого отдельного
социального института, как и всей системы социальных институтов, может
происходит как эволюционным, так и революционным путем. Как указывал Т.Парсонс,
источниками изменения могут быть как эндогенные (т.е. внутренние), так и
экзогенные (т.е. внешние) факторы, или те и другие одновременно [см.: 191.
С.469-470]. Среди экзогенных факторов наиболее важными являются воздействия
со стороны культуры (изменение культуры, а также изменение ценностных
ориентаций) и личности (всякого рода новаторская деятельность человека).
Эндогенные изменения социальных институтов происходят в основном из-за того,
что определенный институт перестает эффективно обслуживать цели и интересы тех
или иных социальных групп и коллективов. Например, распад такого социального
института, как семья, может быть обусловлен изменением ролевого поведения
супругов (например, измена одного из них) или конфликтами, возникшими в семье
из-за вмешательства в семейные отношения родителей супругов.
Таким образом, социальный институт является исторически
сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей,
которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе развития
общества.
.