Различие, различАние :: vuzlib.su

Различие, различАние :: vuzlib.su

81
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Различие, различАние

.

Различие, различАние

Как увидеть различие? Это значит увидеть в на­личном
неналичное, а в тождественном — нетождественное. Достаточ­но сосредоточиться на
настоящем, и мы увидим трещины, свидетельст­вующие о том, что настоящее и наличное
не тождественны самим себе, отличны от самих себя, внутренне дифференцированны:
в них «еще» со­храняется прошлое, но «уже»
предначертывается будущее.

Итак, различие — это противоположность наличию как тождеству
и самодостаточности. Можно полагать, что изначальность различий, различенность
— это следствие антропологической конечности человека, не­совпадения
бесконечного и конечного, de jure и de facto, вещи и смыс­ла. Человек занимает
промежуточное место в общей структуре бытия. От животного его отличает
нереактивность, сдерживание непосредственных побуждений, превращение
физиологических потребностей во влечения, которые не могут удовлетворяться тут
же на месте, а в известном смыс­ле, и вообще не могут удовлетворяться. От Бога
его отличает неспособ­ность к непосредственно интуитивному, прямому усмотрению
смысла бы­тия вообще и собственной жизни — событий, поступков, текстов — в
частности. Творец Вселенной не имеет различия между творимым бы­тием и смыслом
бытия, они для него едины. Человек, и даже самый творческий, в этом смысле — не
творец, а постигатель Вселенной. Тем самым различие, различенность дважды, с
двух разных концов выходит на первый план — как промедленность в сравнении с
животными реак­циями и как отсроченность смыслов в общем — сложном и опосредован­ном
— процессе означения[v][6]6.

Понятие различия, если отвлечься от его богатой философской
ис­тории, внятно начинающейся с differentia specifica Аристотеля, более не­посредственно
навеяно у Деррида (и у других современных француз­ских авторов), по-видимому,
прежде всего Гегелем и Соссюром. Первый момент — это расщепление диалектической
пары противоположностей тождество/различие, разнесение самодостаточных полнот и
дифферен­цирующихся) следов по разным регистрам и выведение различия на первый
план. В остальном выяснение отношений Деррида с Гегелем и диалектикой в
«общей» и «частной» форме — это достаточно запутан­ный
вопрос, в котором ясен только абсолютный отказ Деррида от иде­ологии
«снятия» (между прочим, Деррида предложил переводить Aufhebung на французский
язык как relever). Второй момент — это от­ношение Деррида к понятию различия в
его структуралистском (соссю­ровском) истолковании. Как известно, для
лингвистического структу­рализма, а затем и для структуралистской мысли,
перенесенной в другие области гуманитарного познания, различие — это всегда
системное смыслоразличающее качество: те различия, которые не являются
смыслоразличающими, вообще не входят в систему. Так вот, именно эти
внесистемные и несмыслоразличающие различия и абсолютизирует постструктурализм
в целом. Это имеет отношение и к пониманию раз­личия у Деррида.

Однако этими спецификациями понятие различия у Деррида не
огра­ничивается. Он вводит еще одну операцию, которая радикально усили­вает
различие и закрепляет сложное и опосредованное отношение человека к смыслам.
Она названа словом «различАние» (differAnce): на слух это понятие не
отличается от обычного difference (различие) и выявля­ет свое своеобразие
только в письменном виде. Этот неологизм, или неографизм, Деррида трактует как
нечто сходное с греческим средним за­логом — вне антитезы активности и
пассивности[vi][7]7. РазличАние — это
условие формирования формы, условие означения. Позитивные науки могут описывать
только те или иные проявления различАния, но не раз­личАние как таковое, хотя
процессы и состояния, связанные с различАнием, имеют место повсюду. РазличАние
лежит в основе оппозиции на­личия и отсутствия, в основе самой жизни.

РазличАние предполагает двоякую деформацию пространства и
вре­мени как опор восприятия и осознавания. А именно, различАние — это
промедленность, отсроченность, постоянное запаздывание во времени и
отстраненность, смещение, разбивка, промежуток в пространстве. Выше у нас шла
речь о том, что наличие представляет собой единство «здесь и теперь»,
настоящего момента и данного места, И это единст­во разбивается различАнием —
его временной аспект промедляется, а его пространственный аспект — включает
«разбивку», «интервал», от­странение. При этом оба типа
деформаций — и временные, и простран­ственные — взаимодействуют и
переплетаются. В слове «различАние» слышатся, таким образом, разные
значения: различаться, не быть тож­дественным; запаздывать (точнее,
отсрочиваться во времени и отстра­няться в пространстве); различаться во
мнениях, спорить (франц. differend).

Вслед за Гуссерлем здесь особенно важно именно
взаимосоотнесен­ное становление пространства и времени, это
становление-временем пространства и становление-пространством времени. В
отличие от Гус­серля, который отступает к своим первичным доязыковым интуициям,
Деррида стремится не к первоначалу, а туда, где происходит отстране­ние-отсрочивание
всего в человеческом мире, где разрастаются подста­новки и замены. Однако в
итоге эта конструкция отсрочивания и отстра­нения выступает не как результат, а
как условие — как то, раньше чего ничто другое невозможно.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ