11. Конь и звезды. :: vuzlib.su

11. Конь и звезды. :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


11. Конь и звезды.

.

11. Конь и звезды.

Здесь нужно указать еще на одну особенность облика коня. У
него «по бокам часты звезды, во лбу ясный месяц». Легко представить
себе, что конь, как посредник между небом и землей, мог быть наделен признаками
неба. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами:
«Подобно темной лошади, украшенной жемчугами, «pitar» украсили
небо звездами» (Ригведа XI, 8, 11). К этому месту Людвиг замечает, что
конь здесь взят как символ неба. С этим можно сопоставить, что Агни иногда тоже
отождествляется с Луной (Риведа II, 2, 2). «Как бы вестником с неба
освещаешь ты людские роды во все ночи».

Однако очень возможно, что конь как ночное небо есть
вторичное образование от коня дневного, от коня солнца. Если в образе коня-луны
есть что-то натянутое, искусственное (и встречается он редко), то колесница
бога солнца Гелиоса, колесница Индры или солнечная ладья бога Ра полны
торжества и красоты. Однако в сказку они не попали. Они умерли вместе с верой.
Только слабые отголоски можно найти в образах чисто аксессуарного порядка,
вроде, например, той кобылицы, на которой баба-яга «каждый день вокруг
света облетает» (Аф. 159) или трех всадников в сказке о Василисе. Солнце
отразилось в сказке не в своей динамике. Солнце отразилось в сказке как царство
и как дворец, о чем речь еще впереди. В этой связи интересно отметить то, что
образ дыхания огнем в египетской религии приписывается именно солнцу, и что и
сказочный конь и с этой стороны, может быть, отражает солнце. «О ты —
(Ра, бог солнца, или просто солнце), сущий в своем яйце, сияющий из своего
круга, ты подымаешься на своем горизонте и сияешь подобно золоту над небом…
ты пускаешь струи огня из своего рта» (Книга мертвых, XVII).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ