Статья 20. Место жительства гражданина :: vuzlib.su

Статья 20. Место жительства гражданина :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 20. Место жительства гражданина

.

Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если
уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия,
которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность
изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется
уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению
органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его
деятельностью.

2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по
заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его
целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые
изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей,
предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после
удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе
фонда.

Комментарий к статье 119

1. Нормы, изложенные в п. 1 ст. 119 ГК РФ, регулируют
порядок изменения устава фонда с учетом особенностей фондов как юридических лиц.
Устав фонда может быть изменен органами фонда, но при условии, если уставом
фонда предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Какой конкретно
орган фонда пользуется правом внесения таких изменений Кодекс не определяет. В
соответствии со ст. 29 Закона о некоммерческих организациях изменение устава
фонда относится к компетенции высшего органа управления фонда — съезда
(конференции), общего собрания.

Часть 2 п. 1 ст. 119 ГК устанавливает судебный порядок
внесения изменений в устав фонда. Для этого предусмотрены следующие условия: 1)
если возможность изменения устава в нем не предусмотрена, хотя сохранение
устава в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно было предвидеть
при учреждении фонда; 2) если устав не изменяется, хотя такая необходимость
имеется. В статье 119 ГК не указано, каким конкретно органам фонда дано право
подачи заявления в суд. Этот вопрос должен регулироваться уставом фонда.

Устанавливая право суда на внесение изменений в устав фонда
по заявлению органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью,
ст. 119 ГК не конкретизирует, какой орган имеется в виду под органом,
уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда. Основными органами
надзора за деятельностью фондов являются попечительские советы и прокуратура.
Контрольно-надзорные функции осуществляют также органы, регистрирующие фонды, и
налоговые органы.

Изменения, внесенные в устав фонда, подлежат регистрации в
том же порядке, что и устав при регистрации фонда.

2. В качестве обязательного правила п. 2 ст. 119 ГК РФ
предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает
возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению
съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных
объединениях.

В п. 2 данной статьи перечисляются три случая, когда фонд
может быть ликвидирован. Однако ст. 119 ГК РФ не ограничивает возможность
ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку
признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут
предусмотрены отдельными законами.

Помимо перечисленных в ст. 119 ГК РФ оснований для
ликвидации фондов ГК РФ установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном
порядке фонда несостоятельным, то есть банкротом. Таким образом, ГК РФ расширил
применение банкротства. Если ранее банкротство применялось только к
коммерческим организациям, прежде всего к предприятиям, то ГК РФ предоставил
право признания банкротами и некоторых некоммерческих организаций, в частности,
фондов.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ наряду с юридическими
лицами, являющимися коммерческими организациями, по решению суда могут быть
признаны несостоятельными (банкротами) и юридические лица, действующие в форме
благотворительного и иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить
требования кредиторов. Данное положение подтверждает и п. 2 ст. 1 Федерального
закона от 8 января 1998 г.
«О несостоятельности (банкротстве)» (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222).

В то же время необходимо обратить внимание на имеющееся
несоответствие между ст. 119 ГК РФ, устанавливающей ликвидацию фонда только в
судебном порядке, и п. 2 ст. 65 ГК РФ, допускающим ликвидацию фонда и в
добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об
объявлении банкротства. Возможность добровольного объявления о банкротстве
фонда и его ликвидации без решения суда предусматривается и в ст. 181 Закона о
банкротстве. Никаких оговорок относительно неприменения этой нормы к фондам
названный закон не делает.

Приведенные нормы подвергают сомнению императивную норму ст.
119 ГК РФ о том, что решение о ликвидации фонда может признать только суд.

Особенности ликвидации в судебном порядке общественных
фондов установлены Законом об общественных объединениях.

Судебное решение о ликвидации фонда должно направляться в
орган, зарегистрировавший фонд, для исключения его из государственного реестра
юридических лиц.

3. Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося
после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен
решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе
отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган
управления фонда, а в спорных случаях — суд. Ликвидация фонда осуществляется в
порядке, установленном ст. ст. 61 — 64 ГК РФ.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ