Сказка о том, как хороши регламентации :: vuzlib.su

Сказка о том, как хороши регламентации :: vuzlib.su

42
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Сказка о том, как хороши регламентации

Ко всему этому прибавляются, в конце концов, человеческие, сугубо
человеческие страсти и чувства. Хорошее для одного — для другого плохо.
Комплекс зависти, от которого как раз мы, немцы, несвободны, играет здесь зна­чительную
роль. Преимущества, предоставляемые кому-либо, не дают его соседу возможности
спать спокойно. При этом нельзя забывать, какую значительную роль играют у нас
профессиональные чиновники общественных организаций. «Успех» определенной
группы очень скоро побуждает дру­гую группу, требовать от своего чиновника,
уполномоченного или управляющего делами группы подобных же «достиже­ний». Но
как раз это влечет за собой распад, сталкивает нас с единственного пути,
ведущего к благополучию всего общества. Если я крайне скептически отношусь к
так называемым «стремлениям к регламентированию», то лишь потому, что постоянно
стараюсь заглянуть за кулисы этих мнимых «регламентации». Если же заглянуть за
эти кулисы, то, как пра­вило, за ними не видно ничего, кроме желания заинтересо­ванных
добиться для себя некоторых привилегий, кроме попытки избежать трудностей
конкуренции и — заполучить для своей собственной группы более значительную
часть на­родно-хозяйственного дохода, чем это соответствует ее эко­номической
производительности.

Никто не желает признать и из этого признания сделать заключение, что
меньшей производительности, естественно, должна соответствовать меньшая
прибыль; нет, результатом этих, баснословно прекрасных, регламентации должна
быть, наоборот, повышенная прибыль. К подобного рода регламентациям можно предъявлять
всевозможные требования, связывать с ними различные ожидания, но ни в коем
случае недопустимо ожидать от них того, чтобы при понижающейся
производительности работы, при меньших усилиях и при ослабевающем понуждении к
неустанному повышению каче­ства одновременно каждому в отдельности жилось бы
все лучше и лучше.

Исходя из этих соображений, я был вынужден заявить 2 мая 1955 года
представителям средних и крупных пред­приятий розничной торговли: «Все это
фокусы, и министр хозяйства, который проявил бы хотя бы даже только терпи­мость
по отношению к подобной опасной тенденции разви­тия, нарушил бы грубейшим
образом свой долг».

Когда меня спрашивают, как я себе представляю идеаль­ные или типично
идеальные взаимоотношения между участ­никами хозяйственного процесса и
государством и правитель­ством, то я позволяю себе повторить то, что мною было
ска­зано на ремесленной ярмарке 12 мая 1954 года по отноше­нию к среднему
сословию и что, в конечном счете, относится к предпринимателям всех
хозяйственных сфер:

«Я не могу себе представить средние классы населения иначе, — и только на
этой основе я признаю их, — как слой населения, заключающий в себе или
стремящийся объединить людей, которые из чувства своей собственной личной ответ­ственности
и на основе собственной трудовой деятельности хотят обеспечить свое
существование. Качества, которые должны составлять для средних классов высшую
ценность: чувство личной ответственности за свою судьбу, независи­мое
существование, решимость обеспечить себе существова­ние собственной трудовой
деятельностью и желание самоут­верждения в свободном обществе, в свободном
мире.

Все ваши попытки ограничить эту свободу, подорвать эту мужественную
решимость к существованию, понизить ценность самостоятельности и
индивидуальности трудовой деятельности, не послужат опорой среднему слою, а
окажут­ся ударом по нему . .. Если как раз в этом слое нашего на­рода будет
потеряна решимость к самоутверждению на осно­ве собственной силы, на основе
собственной трудовой дея­тельности, то от этого среднего слоя действительно не
оста­нется ничего, кроме группы людей, требующих защиты, что­бы иметь
возможность жить немного лучше, чем другие. Но это приведет к потере этической
ценности среднего слоя».

Итак, особенно важное значение должно придаваться тому, чтобы в
предпринимательском хозяйстве была занята по отношению к государству та
независимая позиция, кото­рая находит свое выражение в настойчивом желании быть
освобожденным и пощаженным от чрезмерного «присутст­вия» и вмешательства
государства.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ