ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Глава VII. Картели — враги потребителя
Понятие «социальное рыночное хозяйство» приобрело всеобщее признание теперь
не только в Германии. Даже противники моей экономической политики вынуждены
считаться с этой формулировкой. Но экономическая политика может называться
социальной только в том случае, если она способствует тому, что хозяйственный
прогресс, повышение производительности и увеличение продукции идут на пользу
потребителю. [36]
Наилучшим средством для достижения этой цели в рамках свободного
общественного строя была и остается конкуренция; она является главным устоем
этой системы. Социальное рыночное хозяйство обязывает меня поэтому обратить
все мое внимание на тенденции к объединению в картели так же, как и на
различного рода стремления, направленные на ограничение конкуренции, и объявить
им борьбу.
Карло Мёттели в своей статье «Профсоюзы и хозяйственный порядок» в сборнике
«Хозяйство без чуда» (издательство Buigen Reaitech-Veriag, ErIenbach/Zurich, 1953 г., стр. 303), справедливо обращает внимание на то, что свободный хозяйственный порядок
вынужден защищаться не только от нападок со стороны профсоюзов, но и что «в
лагере работодателей, в свою очередь, готовность воспринять порядок,
по-настоящему основанный на конкуренции, оставляет желать лучшего». Стремление
уничтожить свободу торговли и промыслов при помощи картельных сговоров едва ли
меньше стремления трудящихся к коллективизму.
Вскоре после назначения меня директором Управления по делам хозяйства (2
марта 1948) я принял меры к разработке проектов для немецкого закона о
картелях. Эта инициатива нашла свое отражение в так называемом «Законе об
основах распределения и политики цен после денежной реформы» от 24 июня 1948
года. В части третьей моего проекта говорится: «Поскольку государство не регламентирует
обращение товаров и оказание услуг, должен применяться принцип конкуренции. В
случае, если образуются хозяйственные монополии, они подлежат устранению, а до
этого они должны быть подчинены государственному надзору. Проект собственного
германского закона о картелях должен быть в кратчайший срок представлен
Хозяйственному совету».
Нелишне вспомнить, что первый германский послевоенный парламент
значительным большинством голосов одобрил эту формулировку. Незадолго до
принятия этого решения Хозяйственным советом, а именно 12 февраля 1948 года,
американское и британское военные управления каждое для своей зоны, издали
постановление о запрете чрезмерной концентрации германской экономики и о
проведении декартелизации. Военные управления оставляли за собой право проведения
соответствующих мероприятий в жизнь.
Согласно заявлениям союзных властей, особенно генерала Клея, эти законы
военных властей должны были дать лишь правила для переходного времени.
Окончательный порядок установит германский закон о картелях, который должен
будет заменить упомянутые постановления военных властей. Правда, в то время
такой германский закон еще нуждался в утверждении военным управлением. Кроме
того, Контрольное бюро двух зон (британской и американской) предложило Хозяйственному
совету представить проект закона, который соответствовал бы идее Гаванской
хартии от 24 марта 1948 года: иными словами, в этом законопроекте должен был
быть предусмотрен запрет ограничений конкуренции. создания картелей и иных
форм ограничения экономической свободы.
Из этого положения исходила первая немецкая попытка законодательным путем
разрешить эту невероятно трудную проблему. По моему поручению, комиссия
экспертов представила 5 июля 1949 года свой первый проект закона об обеспечении
свободной конкуренции и, далее, проект закона об учреждении ведомства по делам
монополий. В составе этой комиссии экспертов числились, помимо иных
специалистов, также знатоки картельного права, как, например, д-р Вальтер
Бауэр, профессор Франц Бем, д-р Пауль Йостен, д-р Вильгельм Кеппель, профессор
Вильгельм Кромпхардт, профессор Бернгард Пфистер.