ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Последние цели
Мне часто задают вопрос, какова конечная цель проводимой мною экономической
политики. Кто так ставит вопрос, тот всегда в скрытой форме высказывает
опасение, что бесконечное следование по раз намеченному пути развития может
привести к самоупразднению. Эта постановка вопроса несомненно оправдана, и
поэтому я и не хочу уклоняться от ответа.
Мой ответ ясен и недвусмыслен: я не считаю, что при установлении
хозяйственно-политических целей настоящего времени речь идет как бы о вечных
законах. Мы даже наверняка придем к тому, что с полным правом придется поставить
вопрос — правильно ли и полезно ли все еще производить все больше благ, все
упорнее добиваться материального благополучия, и не было ли бы более разумным
отказаться от всего этого «прогресса» и больше времени посвятить осознанию
себя, досугу и отдыху? Однако тут дело касается уже не только министра народного
хозяйства, но в такой же степени и богослова, социолога и политика.
Эта проблематика весьма сложна, и разобраться в ней поэтому можно только,
исходя из соображений, лежащих уже в плане духовном и душевном. Занимаясь ею,
нельзя избежать постановки другого трудного вопроса: в достаточной ли мере
люди освободились от всего, что их внутренне сковывает, и достаточно ли они
«раскрылись», чтобы быть в состоянии «использовать» (в лучшем смысле этого
слова) свой досуг? Что нам надлежит еще сделать, и в каком плане это должно
произойти, чтобы достичь той степени внутренней зрелости, когда отказ человека
от материальных благ станет для него благословением и приобретением?
При этом надо еще иметь в виду, что больший объем свободного времени
повлечет за собой также и измененные отношения к жизни и к хозяйствованию. Все
это нельзя просто сконструировать или организовать, — все это должно вырасти
органически.
До тех пор, пока в плоскости политики действуют по лозунгу: давайте
работать меньше, чтобы можно было больше потреблять! — мы будем стоять на
неверном пути. Если же затронутый процесс развития будет иметь место в том смысле,
что наш народ рядом с ценностью материальной стороны жизни будет во все
возрастающей мере считать также и духовное и душевное обогащение полезным и
полноценным, — тогда в будущем мы должны придти и к известной корректуре
хозяйственной политики. Едва ли кто-либо тогда будет до такой степени
догматиком, чтобы и дальше усматривать благополучие лишь в продолжающейся
экспансии экономики, то есть только в материальной плоскости. [52]
Сегодня, однако, нам еще не следовало бы
чрезмерно затруднять себя такого рода размышлениями. Приведем лишь сравнение
между США и Германией. Тогда станет ясным, насколько еще возможно и полезно
дальше проводить хозяйственную экспансию, увеличивать благосостояние, освобождать
человека от материальных забот. Пока же я придерживаюсь мнения, что нам
по-прежнему надлежит заботиться о том, чтобы миллионы людей, все еще обремененные
каждодневными заботами, были окончательно освобождены от этой напасти. Еще
слишком много людей стоит в тени взлета и подъема, и поэтому у нас нет
никакого основания уменьшать наши усилия