Часть II. Общее равновесие — Глава VIII. Общее равновесие производства ::...

Часть II. Общее равновесие — Глава VIII. Общее равновесие производства :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Часть II. Общее равновесие — Глава VIII. Общее равновесие производства

.

Часть II. Общее равновесие — Глава VIII. Общее равновесие
производства

1. Теперь мы можем предпринять попытку осущест­вить
задуманный синтез теории. Мы видели (см. гл. IIII), что
определяет равновесное состояние частного лица и что можно предположить
относительно его реакции на изменения в уровне цен. В гл. IV и гл. V мы использо­вали
полученные принципы, чтобы прояснить функцио­нирование экономической системы,
которая состоит ис­ключительно из таких частных лиц, так что единственно
возможная экономическая активность представляла собой обмен товарами и
услугами. Наконец, в двух последних главах мы ввели в анализ экономическую
единицу нового типа — фирму; далее, мы исследовали принципы, определяющие
поведение фирмы на рынке. Следовательно, мы, наконец, подошли к тому, чтобы
изучать функционирова­ние экономической системы, включающей единицы обоих
типов-частных лиц и фирмы; получается, что система цен регулирует не только
обмен — она регулирует также производство.

Уже того простого факта, что анализ системы цен
подразумевает все-таки исследование производства, доста­точно, чтобы говорить
об Общем Равновесии Производст­ва. Этим мы и займемся в настоящей главе —
гипотезой, которая имеет гораздо более широкое применение, чем Общее Равновесие
Обмена. Вопросы, связанные с общим равновесием производства, — это уже
достаточно хорошо разработанная теоретическая система, она включает такое
количество экономических проблем, что многие теорети­ческие системы,
применяемые экономистами в течение последнего столетия, оказываются охваченными
этой системой, и их следует рассматривать в качестве ее упро­щенных вариантов.
Как я лично считаю, она вполне под­ходит для анализа очень многих проблем,
особенно проблем долгосрочного характера, в таких областях, как распределение и
международная торговля, поэтому приме­нение данной теоретической системы вполне
оправданно. Однако существуют и такие области исследования, где использование
ее в высшей степени рискованно; на самом деле, неверное использование этой
системы служит одной из самых распространенных причин ошибок в экономиче­ской
теории. Ведь она предполагает-таки абстрагирование от некоторых наиболее важных
сторон экономической жизни и не позволяет плодотворно изучать все, что связа­но
с этими сторонами.

Главные недостатки данной системы можно, видимо, разделить
на три группы. Первое. Она не предполагает анализа монополии и несовершенной
конкуренции. Как пояснялось, я не считал, что следует преувеличивать зна­чение
этого недостатка. Второе. Она абстрагируется от экономической деятельности
государства. Это очень важ­но, но государство представляет собой такую
экономиче­скую единицу, деятелтаковой.) Наконец, данная система не принимает во
внимание движения капитала и процента, сбережений и инвестиций, а также всех
тех видов деятельности, которые в прежде подготовленной главе я назвал
«Спекуляция». Это существенный недоста­ток, и мы должны предпринять попытку в
последней час­ти настоящей книги исправить его. Однако потом окажет­ся, что мы
и в этой главе не свернули, по сути дела, со своего пути.

2. Теперь нам необходимо рассмотреть систему, состоя­щую из
индивидов, объединяемых в две группы-в груп­пу частных лиц* и в группу
предпринимателей. Такое разделение осуществляется следующим образом. Каждый
индивид обладает одним или двумя видами ресурсов: (1) факторы производства,
которые могут быть проданы на рынке; (2) ресурсы предпринимателей, с которыми
нельзя поступить таким образом, но которые можно ис­пользовать, объединив с
факторами прочих видов для про­изводства продуктов на продажу. При заданном
наборе рыночных цен на факторы и продукты всякий, кто владе­ет
предпринимательскими ресурсами, будет в состоянии определить, окажется ли
прибыльным использование этих ресурсов в производстве. Если да, то он станет
предпри­нимателем. Будучи таковым, он должен решить, как организовать
производство, чтобы получать максимальную прибыль. При заданном уровне цен
такая обеспечивающая наивысшую прибыль организация определяется техническим
состоянием предприятия и величиной предпринима­тельских ресурсов;
следовательно, определен спрос предпринимателя на факторы и предложение
продуктов (отра­женный на счете предприятия), соответственно определены и
размеры получаемой им прибыли. Теперь эта при­быль становится частью дохода
предпринимателя, отражаемого его личным счетом (той частью счета, которая
свидетельствует о его действиях как частного лица).

Индивид, владеющий лишь ресурсами первого вида, или индивид,
который не находит стоящим использовать свои предпринимательские ресурсы,
должен решить: (1) какое количество из находящихся в его распоряжении факторов
он продает на рынке и (2) какую часть дохода от этой продажи он потратит на
товар каждого вида [Я говорю «товар», а не «продукт», чтобы допустить
возможность для предпринимателя предъявить спрос непосредственно на факторы
(услуги).]. При заданных системе цен и шкале предпочтений это решение должно
быть однозначным. Таким образом, мы определим предложение факторов и спрос на
товары со стороны частного лица.

Предприниматель, владеющий предпринимательскими ресурсами, а
также (или только лишь) факторами, которые можно продать, должен принимать
подобные же ре­шения, отражаемые на его личном счете. Доход ему обеспечивает
получаемая им прибыль, а также запас факторов; при заданных ценах обе эти
величины имеют определенное значение; следовательно, можно определить доход
предпринимателя, а тем самым и его спрос на товары.

Рассматривая предпринимателей и частных лиц сов­местно,
можно установить размеры спроса и предложения для товаров всех видов, раз уже
задана система цен. Строго говоря, мы должны различать четыре вида рынков: (1)
рынки продуктов, на которых спрос связан с частны­ми потребностями
(потребностями частных лиц и пред­принимателей), а предложение обеспечивается
деятельностью предпринимателей (иначе говоря, фирмами); (2) рынки факторов, на
которые спрос предъявляется фирмами, а предложение обеспечивается частными лица­ми
и предпринимателями; (3) рынки прямых услуг, на которых как спрос, так и
предложение связаны с частны­ми лицами и предпринимателями; (4) рынки
промежуточ­ных продуктов, которые являются продуктами для одной фирмы и
факторами производства для другой, так что и предложение, и спрос
обеспечиваются фирмами. Однако на рынках всех видов при заданной системе цен
можно определить размеры предложения и спроса.

Как только речь заходит о количестве уравнений, возникает та
же самая небольшая трудность, что и в теории обмена. Один товар должен
приниматься за стандартный, поэтому необходимо определить, при предположении,
что все количество товаров составляет n, только n-1 значение цены. Очевидно,
что при этом есть п уравнений, но одно уравнение выводится из остальных. Даже
если рынки не находятся в состоянии равновесия, потребности рыночных агентов
(частных лиц вместе с предпринимате­лями и фирм) должны уравновеситься; это
значит, что если n-1 рынок находятся в состоянии равновесия, еще один рынок
также должен быть в состоянии равновесия.

3. До сих пор мы продвигались по пути, проложенно­му
Вальрасом и Парето, лишь немного приспосабливая их доводы к развитию
современных идей, связанных с рав­новесием фирмы. Но с переходом к обсуждению
стабиль­ности системы и ее функционирования мы перестаем ими руководствоваться.
Стабильность равновесия производства следует изучать таи же, как мы изучали
стабильность равновесия обмена в гл. V. Для нас, к
счастью, нет необходимости снова заниматься подобным сложным и довольно
утомительным анализом. Ведь в данном разделе мы пока заняты обсуж­дением
стабильности рынков; можно, таким образом, учесть формальные результаты
проведенного нами иссле­дования и применить их к решению рассматриваемых про­блем.
Сохраняет справедливость утверждение, что неста­бильность может порождаться
действием только двух причин: асимметричный эффект дохода и взаимодополняе­мость.
Все, что нужно нам сейчас сделать,-так это ис­следовать вопрос о вероятности
возникновения таких условий, опираясь в значительной степени на нашу новую
гипотезу.

Когда спрос и предложение какого-либо товара обеспе­чиваются
частными лицами и предпринимателями, резуль­татом изменения цены может быть,
как мы и утверждали раньше, возникновение эффекта дохода или эффекта заме­щения.
Но когда спрос или предложение обусловлены дея­тельностью фирм, не наблюдается,
как мы видели в пре­дыдущей главе, ничего подобного эффекту дохода; един­ственным
результатом изменения цены будет нечто похожее на эффект замещения [В
предыдущей главе мы обсуждали только, строго говоря, влияние изменения цены на
спрос и предложение отдельной фирмы. Здесь же нам нужно разобраться в
воздействии изменения цены на спрос и предложение со стороны группы фирм. Это
можно в значительной степени выяснить путем агрегирования эффектов,
производимых деятельностью отдельных фирм (так же мы посту­пали при анализе
групп из индивидов — ведь поведение группы фирм должно подчиняться тем же
законам, что и поведение отдельной фирмы. Этот вывод, по существу, не
нарушается, когда мы допускаем, что фирмы могут внедряться в «отрасль» или
покидать ее. Повышение цены продукта Х может стимулировать его произ­водство
новой в отрасли фирмой, поскольку становится прибыль­ным использовать ресурсы
предпринимателя, которые прежде не использовались, а также поскольку повышение
цены поощряет использование для производства продукта Х тех предпринимательских
ресурсов, которые прежде применялись в производстве иных, чем X, продуктов. И в
этих вопросах следует применять прежние принципы. С появлением в отрасли новых
фирм производство продукта Х должно в связи с этим увеличиться, и должен
обязательно повыситься спрос на некоторые факторы. Предложение тех или иных
продуктов, а также спрос на те или иные производственные факторы могут
сокращаться только в том случае, когда меняется направление использования новых
предпринимательских ресурсов, а это должно означать, что редкость
предпринимательских ресурсов является важным фактором, ограничивающим масштабы
производства.].

Чтобы исследовать нестабильность, обусловленную не­симметричностью
эффекта дохода, необходимо, следова­тельно, провести различие между четырьмя
типами рын­ков.

(1) На рынках продуктов падение цены приводит к улучшению
положения покупателей и ухудшению положе­ния продавцов; здесь, таким образом,
наблюдается эффект дохода для обеих сторон рынка, и он действует точно так же,
как мы отмечали в теории обмена. Действие этого эффекта будет способствовать
нестабильности системы, вероятно, только в том случае, когда продукт является
худшим или когда этот продукт в значительной степени потребляется
предпринимателями, производящими его.

Однако следует помнить, что даже этого недостаточно, чтобы
возникновение чистого эффекта дохода способствовало нестабильности. Рынок будет
нестабильным только в том случае, если над чистым эффектом дохода, способ­ствующим
нестабильности, не будет преобладать эффект замещения. Здесь стабилизирующее
воздействие оказыва­ет не только эффект замещения между данным продуктом II
прочими товарами в бюджете потребителя (как это было справедливо в теории
обмена), но и влияние изменения цен на производство, которое, как мы видели,
приводит к тем же последствиям, что и эффект замещения, а следо­вательно,
способствует стабильности.

(2) В случае, когда речь идет о рынках производст­венных
факторов, падение цены приводит к ухудшению по­ложения поставщиков факторов и к
улучшению положения предпринимателей. Поскольку существует специализация
поставщиков производственных факторов определенных видов (так что, к примеру,
наемные работники обычно не поставляют на рынок такие виды труда, как их нанима­тели),
постольку особенно вероятно, что направление дей­ствия чистого эффекта доход
будет нежелательным. И вновь стабилизирующими факторами станут как замещение
(например, между свободным временем и потреб­лением) благ в бюджете потребителя,
так и эффект про­изводства.

(3) Рынки прямых услуг-производство не играет здесь
какой-либо роли — функционируют совершенно так, как это описано в нашем
исследовании обмена.

(4) Рынки промежуточных продуктов, на которых и спрос, и
предложение обеспечиваются фирмами, не испытывают влияния эффекта дохода со
стороны покупателей или со стороны продавцов, и поэтому они в любом случае
стабильны [Конечно, положение на рынке предпринимателей, представля­ющих
продавцов, ухудшается, а представляющих покупателей — улучшается. Это допущение
необходимо делать при рассмотрении общих последствий изменения цены; однако эти
изменения обыч­но не сказываются непосредственно на размерах спроса или пред­ложения
промежуточного продукта, который ex hypothesi потребляется непосредственно.].

Как можно заключить из всего сказанного в отноше­нии
нестабильности, обусловленной несимметричным эффектом дохода, равновесное
состояние производства очень похоже на состояние производства в условиях
равновесия обмена. Однако мы можем наблюдать действие одной очень сильной
причины (речь идет об отсутствии эффекта дохода у фирм, действующих на рынке),
которая способствует стабильности. В то же время стало очевид­ным, что
опасность нарушения стабильности связана в особенности с функционированием
рынков производствен­ных факторов.

Что же касается взаимодополняемости, то, как мы видели,
существует определенная тенденция к формированию на стадии производства
дополняемости между сов­местными продуктами, произведенными одной и той же
фирмой, и (что еще более важно) между факторами, на которые предъявляется
совместный спрос. Это, конечно же, способствует нарушению стабильности. И тем
не менее есть три причины, препятствующие действию этого дестабилизирующего
фактора. Прежде всего, дополняе­мость этого следует понимать как дополняемость
на рын­ке в целом, иначе говоря, как дополняемость со стороны продавцов и
покупателей вместе, со стороны производства и потребления вместе. Дополняемость
возникает вследствие того, что изменение цены продукта Х сказывается на
условиях равновесия рынка продукта Y, т. е. вследствие воздействия на различие
между предложением У и спросом на него (при заданной цене). Далее, помимо
действия эффекта дохода, повышение цены Х вызовет лишь сокра­щение спроса на У
по сравнению с его предложением, если Х и У взаимодополняемы, с точки зрения
либо продавцов, либо покупателей, и если отношения дополняе­мости на одной
стороне достаточно сильны, чтобы «пода­вить» отношения заменяемости на другой
стороне. Имеет значение именно совокупная взаимодополняемость. Те­перь нет
особых причин полагать, что те же самые блага, которые взаимодополняемы в сфере
производства, должны быть также взаимодополняемы в бюджетах частных лиц; таким
образом, степень совокупной дополняемости в дан­ной системе, видимо, в
определенной степени непосред­ственно уменьшается благодаря взаимодействию
спроса и предложения — двух сторон рынка.

Второе. Дополняемость в производстве характеризует в
преобладающей степени отношения между факторами, ко­торые совместно используются
на одной и той же фирме, и это подразумевает лишь, что между небольшими груп­пами
факторов существует прямая дополняемость. Верно, это также подразумевает, что
между одним фактором и прочими факторами (или продуктами), которые являются
заменителями прямых дополняющих факторов [См. гл. V.], сущест­вует
косвенная дополняемость; однако эта косвенная до­полняемость в обычных случаях
окажется довольно слабой — настораживает только крайняя дополняемость.

Третье. Мы должны всегда помнить, что в сфере производства
самым важным отношением между факторами и продуктами считается отношение
заменяемости, и обык­новенно это сильное отношение. Вероятные значительные
изменения в темпах превращения факторов в продукты (в результате довольно малых
изменений в уровне отно­сительных цен) оказывают на систему сильное
стабилизирующее влияние. И именно это в наибольшей степени дает нам основания
полагать, что в обычных обстоятель­ствах общее равновесие производства будет,
по большей части, стабильным.

4. Следует, наверное, по вопросу о стабильности ска­зать
больше, но для достижения поставленных нами задач этого вполне достаточно. Мы
видели (и этого довольно), что гипотеза о совершенно стабильной системе
равновесия производства основательна. Теперь предположим, что та­кая система
существует, и посмотрим, как она будет функционировать.

Формальные закономерности функционирования систе­мы общего
равновесия, в том виде, в каком они установ­лены в гл. V, будут
справедливы и здесь. Мы лишь должны толковать их шире.

Поскольку система стабильна, по-прежнему справед­ливо, что
расширение спроса на какой-либо товар (озна­чающее, что некоторые люди желают
приобрести данного товара больше и предлагают в обмен больше стандартно­го
товара) должно привести к повышению его цены, выраженной в стандартном товаре.
Точно так же расшире­ние предложения какого-либо товара (при атом некоторые
люди предлагают его в большем количестве, чем прежде, и стремятся получить в
обмен некоторое количество стан­дартного товара) должно вызвать понижение цены
данно­го товара. Эта закономерность действует как в отношении продуктов, так и
в отношении факторов.

Как сильно изменится цена товара под влиянием подобных
изменений в спросе (или предложении), зависит от степени заменяемости,
характеризующей данную систему’. Чем выше заменяемость (или чем ниже
дополняемость) между какими-либо двумя продуктами (или факторами), входящими в
систему, тем меньше изменения в спросе на тот или иной товар будут определять
его цену. Замещение такого рода может наблюдаться как в производстве, так и в
бюджетах отдельных потребителей. Здесь вновь отношения заменяемости должны
остаться обычными отношениями между фактором и продуктом. Получается, что, чем
выше эластичность кривой предельной производительности того или иного фактора,
выраженного с помощью его продукта, тем меньше изменение в спросе на какой-либо
товар (или в его предложении) скажется на цене этого товара.

Воздействие подобных изменений в спросе (или предложении) на
уровень цен прочих, кроме данного, товаров зависит главным образом от того,
взаимодополняемы или взаимозаменяемы эти товары по отношению к данному.
Разумеется, здесь заменяемость или дополняемость должны рассматриваться с точки
зрения всей системы в совокупности. (Если два товара являются заменителями для
обеих сторон рынка, то они будут обязательно заменителями по отношению ко всей
системе в целом; то же справедливо для взаимодополняемых товаров. Если же они
для одной стороны рынка — заменители, а для другой — дополняющие, важно, какое
отношение преобладает.)

В качестве первого приближения к решению проблемы мы можем
утверждать, что повышение цены товара Х будет сопровождаться ростом цены всех
тех товаров, которые являются непосредственными заменителями X, и падением цен
тех товаров, которые являются дополняющими по отношению к X. В качестве второго
шага мы можем оказаться перед необходимостью допустить косвенное воздействие
повышения цены товара Х на цены других товаров (здесь закономерность состоит в
том, что цены товаров, которые являются заменителями заменителей и дополняющими
дополняющих, будут расти; а цены товаров, которые являются заменителями
дополняющих и дополняющими заменителей, будут снижаться). Если некоторое благо
носит такой характер, что является в одно и то же время непосредственным
заменителем товара Х я дополняющим заменителя, то прямое и косвенное
воздействие на цену прочих, кроме X, товаров будут разнонаправленны.

Третьим шагом может стать необходимость допустить эффект
дохода. Одних людей изменение цен сделает бога­че, других — беднее, в
результате этого спрос на товары и их предложение могут не сравняться. Очень
трудно ска­зать что-либо вообще о таком эффекте дохода: в некото­рых случаях
можно догадываться о характере его действия, но довольно часто существование
этого эффекта мож­но лишь расценивать как источник возможных ошибок.

5. Теперь стало возможным привести несколько про­стых
аналитических примеров.

Сначала предположим, что спрос на определенный продукт Х
увеличивается. Цена Х будет расти, и это обу­словит тенденцию к росту цен во
всей системе (хотя, конечно, если Х не играет очень большой роли в потреб­лении,
этот рост цен будет ощутим лишь по отношению к тесно взаимосвязанным товарам).
К тесно взаимосвя­занным товарам относятся производственные факторы,
применяемые при изготовлении товара X, их цены в обыч­ном случае будут расти.
Будет наблюдаться снижение цен только тех товаров, которые прямо или косвенно
дополня­ют товар X. Товары, которые являются прямыми допол­няющими по отношению
к товару X, можно разделить на следующие группы [См.гл. V.].

(1) Товары, дополняющие по отношению к товару X. С ростом цены
товара Х спрос на эти товары будет осла­бевать, а их цена начнет понижаться [В
изложении до конца настоящей главы я пренебрегаю эффектом дохода.]. (Такой
эффект в действительности может нередко скрываться за одновре­менным
расширением спроса на данные взаимодополняе­мые товары.)

(2) Продукты, дополняющие Х в процессе производ­ства. Как мы
видели, к этой группе, весьма вероятно, относятся всякие товары, произведенные
совместно с X. С расширением предложения товара Х предложение этих дополняющих
по отношению к Х товаров также возрас­тет, а их цена начнет падать. (Это
знакомый из учебни­ков пример с шерстью и бараниной.)

(3) Факторы, регрессивные по отношению к X. По­скольку
какие-либо из совместных продуктов являются в производственном процессе
заменителями, их производ­ство будет сокращаться; также может сократиться и
спрос на те или иные факторы, особо необходимые в создании этих
продуктов-заменителей. Товары, косвенно дополняющие X, являются либо
заменителями непосредственно до­полняющих этот товар, либо дополняющими его
прямых заменителей. В первую из обозначенных выше групп должны бы войти,
например, факторы, необходимые для производства товаров, которые в сфере
потребления явля­ются дополняющими товара X, а также продукты, произ­водство
которых поощряется падением цен на эти факто­ры. Ко второй группе могли бы
относиться блага, взаимо­дополняемые в сфере потребления с продуктами, иными,
чем X,- продуктами, цены которых возросли по той причине, что их производство
потребовало некоторых факторов, подобных тем, которых требовало производство
про­дукта X.

Однако, когда речь идет о таких косвенно дополняю­щих
благах, нет большой вероятности того, что их цены в конечном счете упадут. Ведь
если они являются косвен­но дополняющими в соответствии с одним направлением
использования, то они могут нередко оказываться косвен­ными заменителями в
соответствии с другим направлени­ем. Так как обычно в системе, рассматриваемой
как целое, преобладают отношения заменяемости, отношения косвен­ной
дополняемости во многом окажутся скрытыми.

6. Теперь рассмотрим противоположный пример — расширение
предложения фактора А. Ясно, что цена А должна упасть. Характер изменения цен
прочих факторов можно определить так же, как мы делали выше. Однако здесь
наблюдается эффект особого рода, который пред­ставляет определенный интерес.
Как изменится пена дру­гого фактора — фактора В, применяемого в той же отрас­ли
(отраслях), что и А? Если В дополняет А (а допол­няемость, как мы видели,
является, вероятно, преоблада­ющим отношением среди производственных факторов,
применяемых совместно, так что факторы А и В будут, видимо, взаимодополняемы,
по крайней мере в процессе производства), то прямым следствием этого станет
рост цены В. Однако необходимо также допустить возможность по крайней мере одного
косвенного результата, связанного с расширением предложения фактора
А,-косвенное воздействие на цену фактора В через цену продукта (или продуктов).
Во всяком случае, в процессе производства продукт данных факторов должен,
видимо, считаться близ­ким «заменителем» как фактора А, так и фактора В.
Следовательно, цена В (а этот фактор является замените­лем заменителя) должна,
вероятно, начать снижаться. Следовательно, в движении цены В будут действовать
две противоположные тенденции — рост ее как прямой ре­зультат данных изменений
и ее возможное снижение как их косвенный эффект, и каждая из этих тенденций
может возобладать. Но если фактор В является в процессе про­изводства
заменителем фактора А, то действие обеих тен­денций приведет, вероятно, к
снижению цены В [См. также: Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной
конкуренции, с. 346-347. Г-жа Робинсон (которая, как и мы, имея здесь дело со
случаем совершенной конкуренции, рас­сматривает лишь процесс производства)
предполагает, что исполь­зуются только два фактора, отсутствуют
предпринимательские ре­сурсы и нет экономии, связанной с расширением масштабов
производства. Отсюда следует, что издержки постоянны. Эти допущения позволяют
ей рассматривать результаты данных изменений раздельно. Она выделяет: (1)
влияние этих изменений на спрос на фактор В, при условии, что задан объем
производства (единственного) продукта; (2) последствия изменений, приводящих к
колебаниям объема производства. Наши выводы в полной мере согласуются между
собой. В то время как подход г-жи Робинсон дает ей преимущества в достижении
поставленных целей, мой собственный подход можно легче приспособить к решению
проблем, связанных с функционированием всей экономической системы.]. Цены
взаимодополняемых факторов, как никаких других това­ров, будут, вероятно, с
расширением предложения некото­рого фактора расти, и все-таки они будут расти в
дейст­вительности только тогда, когда при этом не изменяются цены продуктов,
производимых с помощью данных факто­ров; иначе говоря, цены взаимодополняемых
факторов бу­дут расти, если спрос на продукты довольно эластичен или если эти
продукты являются полноценными заменителями прочих товаров.

7. В соответствии с нашим обычным подходом можно сказать,
что расширение предложения фактора А (см. предыдущий параграф) представляет
собой расширение предложения фактора, выраженного в стандартном това­ре;
предполагалось, что количество фактора А, предлагае­мого на рынке по заданным
ценам, возросло, а его обла­дателям требовалось в обмен не что иное, как
сколько-то стандартного товара. Когда стандартный товар — деньги, считается,
что владельцы факторов откладывают все доходы, получаемые от продажи новых
единиц фактора. В рассмотренном выше примере точно так же неявно
предполагалось, что вновь образованный спрос есть спрос, выраженный в
стандартном товаре. Таким образом, если стандартный товар — деньги, то спрос
образуется за счет расходования сбережений, а не за счет экономного расхо­дования
тех или иных товаров. При условии, что подоб­ные допущения несправедливы (так
что возрастание пред­ложения фактора А сопровождается возрастанием спроса на
соответствующие продукты, или возрастание спроса на продукт Х сопровождается
уменьшением спроса на дру­гие продукты), все равно необходимо предполагать
существование эффектов, обусловленных рассмотренными взаи­мосвязями.
Естественно, последние окажутся на общем уровне цен и направление их движения
будет противопо­ложным направлению первоначального воздействия, так что в
результате расширения спроса цены лишь станут в целом расти; они будут
снижаться вследствие расширения предложения при условии, что в первом случае
наблюда­ется расходование сбережений, а во втором — накопление денег [Как
станет ясно в ходе анализа, нам не следует предпола­гать, что подобные
изменения общего характера отражаются в дви­жении какого бы то ни было индекса
цен. ].

Исследование в чистом виде воздействия, которое ока­зывает
на цены, скажем, возрастание предложения факто­ра, сопровождаемое расширением
спроса на определенные товары, во многих случаях будет сильно затруднено, по­этому
разумно поискать какой-либо иной путь для решения поставленной задачи. В ряде
случаев такую задачу можно решить, прибегнув просто к изменению стандарт­ного
товара. Выбор стандартного товара всецело зависит в конечном счете от нас
самих: если мы наблюдаем расширение предложения фактора, выручка от продажи
кото­рого направляется преимущественно на приобретение потребительских товаров,
то разумно принять за стан­дартный какой-либо репрезентативный потребительский
товар, потребляемый обладателем производственных фак­торов [Сравните с понятием
«wage-goods», предложенным проф. Пигу. (См. A. Pigou. Theory of
Unemployment.)], и использовать тогда в исследовании «реальные» понятия. В этом
случае нам потребуется только лишь рас­смотреть последствия изменений в
предложении фактора и совершенно не затрагивать денежный спрос. Выводы из
нашего исследования недвусмысленны: цена фактора, вы­раженного этим
репрезентативным потребительским това­ром, должна понижаться; в то же время
характер изме­нения цен прочих факторов можно выяснить аналогичным образом,
используя «реальные» понятия.

Следует, однако, отметить единственное препятствие к
применению подобного подхода. Если в нашей системе есть цены, которые
выражаются в деньгах и устанавлива­ются согласно договоренности сторон, то наши
доводы не потеряют справедливости до тех пор, пока мы принимаем деньги за
стандартный товар. (Подробно вопросы о необ­ходимой корректировке в случае
жестких цен обсуждают­ся в примечании к данной главе.) Если же в качестве
стандартного товара выбирается что-либо другое, то от нас требуются
значительные умственные ухищрения, что­бы продвинуться хоть сколько-нибудь
вперед. Вся важ­ность этого замечания станет полностью очевидной лишь позднее
[См. гл. XXI.].

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ