Современные формы государственного регулирования :: vuzlib.su

Современные формы государственного регулирования :: vuzlib.su

12
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Современные формы государственного регулирования

.

Современные формы
государственного регулирования

В условиях
переходной экономики государство выступает, во-пер­вых, как властная структура,
устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования
рыночных субъ­ектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, под­держки
и стимулирования и, в-третьих, как собственник государст­венного имущества,
действующий на рынке наряду с иными субъек­тами хозяйствования (рис. 23.2).
Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание
какого-либо одного подхо­да ведет к слабости государственной власти, сдерживает
экономи­ческую активность агентов рынка.

В качестве
властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие
правила поведения, государство должно как минимум не мешать деловой активности
предпринимателей. Оно обязано создать стабильную правовую базу
предпринимательства и на основе экономических и административных методов
управления про­водить активную политику поддержки предприятий (например, ввес­ти
обоснованный механизм налогообложения, создать реальную сис­тему защиты
предпринимательства и т. д.).

Рис. 23.2. Роль
государства в рыночной экономике

Наряду с общим
регулированием экономических отношений од­ной из важных задач государства
является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно
реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем
принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе
конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приори­тетных
направлений экономики. На рис. 23.3 представлена одна из схем государственной
поддержки предприятий, предусматривающая селективное выделение ресурсов для
осуществления приоритетных проектов в промышленной сфере на конкурентной
основе.

Характер
административных актов, как известно, не одинаков. Одно дело, скажем,
установление квоты на экспорт какого-то вида сырья и проведение конкурсных
торгов для ее получения и совсем другое — повышение тарифов на электроэнергию
для прибыльных предприятий и их уменьшение — для убыточных по усмотрению ме­стного
органа власти. В первом случае речь идет об администра­тивном акте, не
затрагивающем основ рыночной экономики, во втором — об административном
произволе, разрушающем основы рынка, о «распределиловке», являвшейся сутью
административно-командной системы.

Разумеется,
названы крайние случаи. Между ними лежат пра­вовые акты, которые при умелом
использовании корректируют ры­ночные отношения в сторону удовлетворения
общественного инте­реса. К таким актам относятся, например, льготное
налогообложение, освобождение отдельных видов товаров от таможенных сборов и
др. Без актов подобного рода, в которых проявляется активная политика
государства, не могут обойтись даже наиболее передовые индустри­ально развитые
страны.

Итак, можно
выделить три формы государственного регулирова­ния экономической жизни: 1)
утверждение единых для всех общих пра­вил поведения субъектов хозяйствования;
2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих
субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных адми­нистративных
актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют
степень вмешательства государства в экономические отношения.

Рис. 23.3.
Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений
промышленной сферы

Естественно, что
применение первой из указанных форм, образу­ющей правовой базис рынка, необходимо
и целесообразно, если, ко­нечно, речь не идет о чрезмерном числе запретительных
норм, меша­ющих свободному обращению товаров на рынке. Иначе обстоит дело с
применением второй и особенно третьей форм. Роль государства должна здесь
ограничиваться лишь выполнением кардинальных за­дач развития общества и
поощрением частной инициативы.

Действительно,
чрезмерное вмешательство государства в эконо­мическую жизнь подавляет частную
инициативу, снижает эффектив­ность частной собственности, лишает конкуренцию
динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако не суще­ствует
раз и навсегда установленных рациональных пределов вмеша­тельства государства в
экономическую жизнь. Любая страна в опреде­ленный период должна решать
рассматриваемый вопрос, исходя из конкретных экономических условий. Например,
резкие колебания ры­ночной конъюнктуры, высокие процентные ставки, резкий рост
инфляции и другие факторы приводят к усилению государственного ре­гулирования.
С развитием противоположных тенденций необходи­мость государственного
вмешательства в экономику снижается.

В условиях
российской приватизации проблема роли государства в управлении производством в
отношениях «государство—фирма» при­обретает особую остроту. Объясняется это
тем, что рыночный меха­низм в России только зарождается и рыночные рычаги из-за
сохраня­ющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия
конкуренции не могут заменить регулирующую роль госу­дарства.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ