Принципы организации и функции федеральных органов :: vuzlib.su

Принципы организации и функции федеральных органов :: vuzlib.su

77
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Принципы организации и функции федеральных органов

.

Принципы
организации и функции федеральных органов

В переходной
экономике России в качестве основных принципов организации деятельности
отраслевых и межотраслевых органов фе­дерального правительства в отношении
предпринимательства могут рассматриваться следующие:

·
соответствие организационных звеньев задачам разработки и осуществления
промышленной, инвестиционной и научно-техниче­ской политики, институциональных
и экономических реформ;

·
обеспечение эффективного организационного взаимодействия центральных и
региональных органов в связи с выполнением задач по поддержке
предпринимательства;

·
отделение функций государственного управления и регулиро­вания от хозяйственных
функций с учетом изменения структуры соб­ственности и новых форм хозяйственного
управления в государствен­ном секторе;

·
обеспечение надежности и устойчивости структуры государст­венного управления,
преодоление неоправданного разнобоя в стату­се, построении и характере
деятельности правительственных органов, подразделений и служб с тем, чтобы были
отлажены все рычаги госу­дарственного регулирования, в том числе по поддержке
предприни­мательства.

В соответствии с
указанными принципами целесообразно прове­сти назревшие изменения в организации
и методах управления со сто­роны исполнительной власти.

Органы
федеральной исполнительной власти, регулирующие раз­витие материального
производства, должны быть наделены правом исполнять следующие блоки
государственных функций:

·
поддержка предпринимательства и становление рыночных от­ношений (формирование
нормативно-правовой базы, привлечение коммерческих структур к реализации
государственных программ и за­казов, развитие рыночной инфраструктуры,
предоставление гарантий иностранным инвесторам, открытие предпринимателям
доступа к кре­дитам, консультационно-методическая деятельность);

·
разрешительные функции (формирование и размещение госу­дарственных заказов, их
ресурсное обеспечение, квотирование, ли­цензирование, субсидирование, создание
бюджетных и внебюджет­ных фондов);

·
контрольно-запретительные функции (государственное инспек­тирование,
приостановление деятельности предприятий, экономиче­ские и административные
санкции, введение норм безопасности, ан­тимонопольные меры);

·
прямое управление объектами государственной собственности, не подлежащими
приватизации, и участие в управлении акционер­ными обществами с контрольным или
иным пакетом акций государ­ства (наблюдательные советы, правления, собрания
акционеров);

·
аналитические функции (анализ и оценка состояния отраслей, выявление тенденций
их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной сферы и
др.);

·
информационные функции (разработка и предоставление инфор­мации о
прогнозируемых потребностях населения и экономики, сте­пени удовлетворения
спроса, складывающихся пропорциях и т. п.);

·
формирование и реализация научно-технической политики (оп­ределение
приоритетных направлений развития техники и техноло­гии, организация научных исследований
и технических разработок, экспертиза, выпуск нормативно-технической
документации, финан­сирование);

·
подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур (фор­мирование и
функционирование сети центров обучения);

·
координирующие действия в области взаимосвязи региональных рынков,
межгосударственных отношений стран СНГ, а также участие во внешнеэкономических
связях.

В качестве
примера рассмотрим организационное построение одного из федеральных органов —
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. Организационная
структура управления данного министерства нацелена на выполнение регулирующих
функций по текущим задачам и оп­ределение перспектив дальнейшего реформирования
и развития отрасли. Основной принцип построения министерской структуры
заключается в том, что она разделена на две части: 1) оперативно-диспетчерский
блок управле­ния отраслью; 2) блок перспективного стратегического развития.

Оперативный блок
представляет собой механизм управления топливно-энергетическим комплексом с
департаментами: геологическим, нефтегазо­вым, угольным, электроэнергетическим.
Особое место занимает Госэнергонадзор. Это необходимо с точки зрения
энергетической безопасности госу­дарства. Основа всего оперативного блока —
департамент топливно-энергетических ресурсов и управление балансов
топливно-энергетических ресур­сов, несущие ответственность за
сбалансированность рынка топливно-энер­гетических ресурсов в каждом регионе.

Основа второго,
перспективного, блока—департамент информационно-аналитического обеспечения и
стратегического планирования. В период, когда вся собственность
топливно-энергетического комплекса находилась в руках государства, оно могло
управлять отраслями этого комплекса только дирек­тивным способом. В настоящее
время, когда в нефтяном комплексе привати­зация практически завершается и
государственная собственность «сжимает­ся» до минимума, на первый план выходит
новый стратегический подход: в собственности государства должна остаться только
сфера естественных мо­нополий. Другие виды собственности требуют принципиально
иных мето­дов регулирования. Перспективный блок министерства призван заниматься
выработкой новой рыночной системы регулирования. И главным здесь ста­новится
сбор информации, ее анализ и планирование.

В перспективном
блоке имеется департамент координации проектов Фе­деральной программы
энергосбережения и энергетической политики. С этим департаментом
взаимодействует управление научно-технического прогресса, координирующее работу
многочисленных отраслевых научно-исследователь­ских институтов. В этом же блоке
находятся подразделения, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.
Направления их работы обусловлены возрастающей значимостью таких проблем, как
определение экономических интересов государства по отношению к
топливно-энергетическим ресурсам, освоение российскими компаниями мирового
рынка, вопросы межправитель­ственного сотрудничества. Вторая часть
внешнеэкономических подразделе­ний сориентирована на привлечение инвестиций в
Россию и «сопровожде­ние» инвестиционных проектов.

Наряду с
выполнением регулирующих и административных функций органы исполнительной
власти должны представлять ин­тересы государства в открытых акционерных
обществах, акции ко­торых закреплены в государственной собственности. В соответствии
с законодательством при преобразовании государственных и муни­ципальных
унитарных предприятий в открытые акционерные обще­ства могут приниматься
решения о закреплении акций указанных обществ в государственной или
муниципальной собственности. При этом в органы управления такими обществами
назначаются пред­ставители государства.

На федеральном
уровне образуется орган по управлению государ­ственным имуществом, который, в
свою очередь, создает в субъектах Российской Федерации свои территориальные
органы и устанавли­вает их полномочия. Указанный федеральный орган призван
осуще­ствлять единую государственную политику в области приватизации
государственного имущества. С этой целью он осуществляет коорди­национные
функции, разрабатывает и издает соответствующие нор­мативно-правовые акты и
контролирует их выполнение. Данный ор­ган разрабатывает проекты программ
приватизации, организует их реализацию, осуществляет продажу федерального
имущества, преоб­разовывает государственные унитарные предприятия в открытые ак­ционерные
общества, организует учет федерального имущества и ве­дение его реестра. Он
является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе
приватизации, осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ,
акции (доли в устав­ном капитале) которых находятся в федеральной
собственности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ