Глава 29. РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ :: vuzlib.su

Глава 29. РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ :: vuzlib.su

41
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 29. РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

.

Глава 29.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

Для того чтобы
выжить и адекватно реагировать на изменения рыночных условий, повысить
устойчивость и адаптационную спо­собность в удовлетворении потребительского
спроса, преодолеть от­ставание в развитии техники и технологии, обеспечить
высокое ка­чество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предприя­тия
должны целенаправленно проводить организационные измене­ния. Благодаря этому
преодолевается инертность и застой в струк­турах управления, в сложившейся
системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств
организационные изме­нения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и
оп­ределенных видов деятельности, или радикальными, когда под влия­нием бурного
и даже скачкообразного развития рынка и условий кон­куренции требуется глубокая
и многосторонняя реорганизация.

Процесс
либерализации экономики выдвигает перед предприяти­ями задачу приспособления к
рыночным условиям. Перестройка вну­тренней организационной структуры становится
неотложной задачей каждого предприятия. В рыночных условиях фирма способна
реали­зовать свою продукцию только при наличии покупателей, которые появятся
лишь в том случае, если продукция фирмы действительно пользуется спросом на
рынке. Вот почему любому предприятию преж­де всего необходимо правильно оценить
реальные потребности рын­ка. Разумеется, это можно осуществить, наблюдая за
поведением ры­ночных цен. Однако поскольку большинство товаров, таких, как про­мышленное
оборудование или автомобили, нуждаются в тщательной разработке в зависимости от
запросов потребителя, предприятию сле­дует научиться предугадывать рыночный
спрос. Для этого на предпри­ятии создается отдел маркетинга, который проводит
анализ рынка пу­тем изучения покупательских предпочтений тех или иных товаров.
Благодаря такому исследованию предприятие получает более четкое представление о
том, что именно ему следует производить.

Важную роль в
удовлетворении покупательского спроса играет обеспечение нормального
функционирования системы гарантийно­го и иного обслуживания (по ремонту вышедшего
из строя оборудо­вания) и внутреннего технического контроля для сокращения
объема брака. В последние десятилетия успех на рынке потребительских то­варов
во многом объясняется повышением внимания к контролю ка­чества и обслуживанию
клиентов. В ходе перестройки предприятий многим из них целесообразно
специализироваться на выпуске кон­кретного вида продукции. В рыночной экономике
каждой фирме про­ще специализироваться на выпуске небольшого ассортимента това­ров,
а в остальном — довериться рынку, который поможет приобрести необходимые товары
у других фирм.

Исключительную
важность приобретает совершенствование сис­темы внутреннего бухгалтерского
учета. С его помощью руководите­ли имеют возможность точно определять, какие
структуры предприя­тия приносят прибыль, а какие — не оправдывают ожиданий.
Новая бухгалтерия должна работать в тесном взаимодействии с финансовым отделом,
в задачи которого входит контроль над финансовым состоя­нием предприятия и
подготовка общей финансовой стратегии.

Важное
нововведение — это пересмотр структуры управления фир­мой и предоставление
большей свободы действий подразделениям. В современной крупной компании новые
идеи должны внедряться постоянно: в области производства, проектирования,
обслуживания клиентов и т. д. Новые идеи нередко возникают на низшем уровне про­изводственной
структуры, генерируются рабочими или руководите­лями среднего звена,
ответственными за конкретную деятельность. От­дельные подразделения фирмы
должны обладать достаточно большой автономией.

Разработка
стратегии и последовательное осуществление органи­зационных изменений сами по
себе являются предметом самостоя­тельного исследования, анализа,
прогнозирования и программно-це­левого управления. Обобщение накопленных
методических подходов и опыта проводимых реорганизаций дает возможность в
концентри­рованной форме представить масштаб и охватываемый круг работ (на­мечаемые
меры), этапы их осуществления, используемые критерии оценки результатов.
Отметим, что реорганизация предприятия не мо­жет проводиться одномоментно,
внезапно, без глубокой и всесторон­ней предварительной работы специалистов
разного профиля на ос­нове заранее разрабатываемых программ и комплекса
обоснованных мер. Она должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих
подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий,
организационно-техническое и социальное проектиро­вание, практическую
реализацию подготовленных изменений.

Намеченные этапы
должны осуществляться последовательно. За­вершение каждого этапа представляет
собой важный рубеж в выпол­нении всего проекта. Этапы подразделяются на задачи,
реализуемые в разной последовательности: одни задачи раньше других, некото­рые
— одна за другой, а ряд из них — параллельно. Ниже дается примерная
характеристика возможных этапов осуществления про­грамм реорганизации, а также
методов, используемых при решении задач каждого этапа.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ